Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 9

В начале 2000-х годов у Кухаронок Т.И. выходит работа «Маскi ý каляндарнай абраднасцi беларусаý», где автор на обширном фактическом материале, включая полевой, показала роль молодёжи в таком уникальном явлении традиционной празднично-обрядовой культуре белорусов как маскирование и переодевание. Приводится множество примеров: «В последний день Масленицы во многих белорусских деревнях молодые парни и девушки делали большое чучело зимы из соломы, сверху обкручивали его белым полотном, на котором рисовали лицо углём: огромные зубы, глаза, нос, стремясь, чтобы оно получилось как можно страшнее» [33].  

Следующей работой, используемой автором для сравнения традиционной календарной обрядности белорусов с другими восточнославянскими народами, являлась «Этнокультурные традиции русского сельского населения 19 – начала 20 века». Основная цель данной работы, реконструировать сложный мир официальной традиционной  праздничной культуры в  России и Беларуси в 19 – начале 20 века на фоне этнической истории двух народов, раскрыть характер этнокультурных связей белорусских и русских крестьян, показать связь официальных торжеств с народной календарной традицией восточных славян [34].

Для написания дипломной работы по данной проблематике, использовался труд Панкеева И.А. «Обычаи и традиции русского народа» [35]. Иван Алексеевич Панкеев (родился 18 января 1956) – журналист, писатель, поэт, преподаватель, профессор, доктор филологических наук. Окончил факультет журналистики МГУ. Работает на кафедре истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ, преподает в Институте журналистики и литературного творчества. В сферу научных интересов входят: этнолингвистика, история книгопечатания, история и методология текста, проблематика интеллектуальной собственности, история этикета, семиотика, славянский фольклор, литературоведческий анализ «деревенской прозы», анализ жанровой структуры периодической печати, изучение методологии народного целительства и т.д.        В данной работе автор указывает на то, что большая часть календарных, народных праздников возникла во времена язычества, когда с богослужебными обрядами были соединены различные правительственные постановления, торговые операции. Когда христианство пришло на смену язычеству, то языческим обрядам был положен конец. Но множество из них, не входящих в состав прямого языческого богослужения, сохранились на протяжении второй половины 19 – начала 20 века в форме увеселений, обычаев, празднеств. Некоторые из них постепенно стали неотъемлемой частью крестьянской жизни.

Для сравнения традиционной календарной обрядности белорусов с традиционной календарной обрядностью русского народа использовался труд «Русские народные праздники: теория и история», автора Блиновой Г.П. [36].

Данная работа рассказывает об истоках русской культуры, ее праздниках и обрядах, о верованиях русских людей, которые помогали им выжить и выстоять в суровых схватках и бесчисленных войнах. Книга предназначена для домашнего чтения, которое позволит шире взглянуть на окружающий мир, лучше понять основные эпизоды русской истории, осмыслить культуру, понять, что такое русский менталитет. Книга дает материал по календарной обрядности. Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных праздников – в языческой традиции отмечать приход времен года. Так появилась Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные праздники.

В дипломной работе был использован труд «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Данная работа – всеобъемлющее историко-этнографическое исследование, предпринятое в России в самый разгар научно-технической революции. Эта книга вобрала в себя широчайший спектр сведений по обрядам, обычаям, эзотерике календарной обрядности и этнографии [37]. Данная работа хорошо помогает ориентироваться в материальной и духовной культуре белорусов, помогает при изучении календарной обрядности белорусского народа в 19 – начале 20 века. Эта научная работа была полезна автору, что бы сравнить, как изменилась традиционная культура белорусов, стала ли она богаче в современное время.