Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 23

К традиционным летним календарным празднованиям белорусских крестьян  19 – начала 20 века относится Ильин день (отмечается 2 августа). Илья стал одним из первых воспринятых славянскими язычниками христианских святых. Из библейских сказаний пошло верование о том, что Илья является повелителем небесного огня и дождя. В Библии написано, что при жизни святого по его молитвам с небес мог нисходить палящий огонь. Также пророк мог предсказать длительную засуху и проливной дождь. Образ Ильи-пророка в представлении крестьян слился с образом Перуна-Громовника. Илью, как и языческое божество, народ наделял властью над грозой, молнией и громом, ветром и дождем – это являлось главным атрибутом празднования. Также в старину Перуна почитали, справляя «летнее Перунье. Белорусские крестьяне верили, что разъезжает Илья по небу в колеснице, запряженной огненными конями. Стук колес и лошадиных копыт и есть гром. Начало дождя объяснялось тем, что Илья развозит воду для святых, а пролитая ее часть выпадает на землю осадками. Наделенный почти божественной властью, он мог карать грешников, изгонять и губить нечисть. Нечистая сила, уберегаясь от расправы, на Ильин день превращалась или вселялась в людей, диких и домашних животных, пряталась по лесам и крестьянским хозяйствам [63, с. 385 – 387].

Чтобы уберечься самим и сохранить свой двор, поле, стога сена от попадания молнии, деревенские жители соблюдали ряд запретов и выполняли охранительные действия. Голову на Ильин день нужно обязательно прикрывать платком, чтобы в волосах не завелась нечистая сила. Так, на Илью-пророка не выгоняли в поле скот, не впускали в дом незнакомцев, кошек и собак. Женщины и девушки обязательно покрывали голову платком, который являлся непосредственным атрибутом празднования Ильина дня. Белорусские крестьяне верили, что в случайно оброненный волосок может попасть молния, а также что в распущенных волосах легко спрячется нечистая сила. Запрещалось на Ильин день петь и громко кричать. Проникнуть нечистая сила могла и в того, кто позабыл надеть свой нательных крестик. На Ильин день в некоторых белорусских деревнях, временно выносили из дома предметы роскоши, считая, что владеть ими грешно. А чтобы в посуде не укрылась нечистая сила, ее переворачивали вверх дном. Верили, что стрелы-молнии, как один из символов празднования Ильина дня, могут случайно попасть и в невинного человека. Поэтому считалось, что все погибшие во время грозы попадали в рай. При каждом раскате молнии суеверные крестьяне осеняли себя крестным знамением. А все время, пока шел грозовой дождь, жевали плесневый или горелый хлеб. Но самым главным запретом на Ильин день был запрет на любую работу. В огороды в этот день старались даже не выходить, дабы не разгневать Илью. А вот попасть под Ильинский дождь считалось хорошей приметой. Крестьяне верили, что он смывает болезни, порчу и сглаз [50, 37 – 40].

На Ильин день, а иногда и целую неделю после него белорусские крестьяне со всех окрестных деревень приходили в ту, где был храм в честь этого святого. Несмотря на то, что чаще всего Илья представлялся строгим и сердитым, деревенские жители надеялись на его помощь. Так, 2 августа служились молебны «Илье мокрому» о даровании животворного дождя или «Илье сухому» – о прекращении обильных ливней, обрушившихся на землю. В сопровождении священника выходили крестьяне на поля, читали молитвы, обращаясь к святому, совершали крестный ход с его иконой, кропили нивы святой водой. Белорусские крестьяне исполняли песни в честь Ильи-пророка (Приложение Ж).