Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 7

У данного автора более двухсот публикаций по проблемам фольклора. Гурский А.И. является также составителем томов серии «Белорусское народное творчество: «Загадки» и «Легенды и предания», «Зимние песни: Колядки и щедровки», «Земледельческий календарь», сборников легенд, преданий и сказок для детей «Секрет счастья», «Самое главное», «Музыкант-чародей», «В ночь на Ивана Купалу» и др. Гурский А.И. стал обладателем государственной премии Беларуси 1986 года за участие в подготовке многотомного научного издания «Белорусское народное творчество».

В дипломной работе автором был использован труд этнографа Соколовой В.К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, и белорусов». В данной работе описываются календарные праздники и обряды весенне-летнего цикла у восточнославянских народов 19 – начала 20 века, показывается глубокая древность земледельческих обрядов, связь народной календарной обрядности с земледелием. Особо выделяются игровые, развлекательные элементы обрядов, их красочное оформление, праздничный колорит [28].

Настоящая работа посвящена весенним и летним традиционным календарным обрядам белорусов, русских и украинцев. В работе отмечается, что календарные обряды и обрядовая поэзия в своей основе – древнейший вид народного творчества, давно уже привлекавший внимание этнографов, историков, фольклористов и писателей. Календарные обряды были тесным образом связаны с хозяйственной деятельностью и показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой деятельностью. Основным занятием славянских народов издавна было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, повседневные заботы крестьянина об урожае, от которого зависело благополучие его семьи. В жизни патриархальной деревни обряды, календарные и семейные, занимали существенное место.

В работе отмечено, что устойчивые, консервативные по своей природе обряды и обрядовая поэзия долго сохраняли и в некоторых случаях донесли вплоть до 20 века элементы прошлого, которые помогают понять и воссоздать особенности социальных институтов и семейных отношений родового и феодального общества. Особенно много дают они для изучения народного мировоззрения и верований. Взятые же в сравнительно-историческом аспекте, обряды используются для выяснения проблем этногенеза, генетических и этнокультурных связей между народами. Все это заставляет отнестись к традиционным календарным обрядам как к важному историко-этнографическому источнику.

В труде автора говорится о том, что приуроченные к крупным праздникам, обряды представляли собой сложные комплексы, включавшие большое количество разнообразных произведений народного искусства: песни, приговоры, танцы, хороводы, игры, драматические сценки, маски, народные костюмы. Возникшие, как аграрно-магические действия, эти обряды постепенно утрачивали свою первоначальную функцию уже в 19 века. Воспринимались в значительной части как простое развлечение, забава. В проведение праздников народ вносил много выдумки, остроумия, юмора. При этом каждый праздник имел свои, только ему присущие особенности, отличавшие его от других. 

Автор отмечает, что когда у пожилых людей-информаторов спрашивают о том,  как  раньше проводили праздники, они никогда не говорят о каком-либо особом смысле обрядов, а вспоминают о них лишь как о молодежных гуляньях, играх. Многое из традиционных народных развлечений и красочного оформления народных праздников должно быть использовано при проведении современных календарных празднеств.