Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 22

Во время проведения таково праздника как Иваны Купалы, белорусские крестьяне в праздничных обрядах использовали много фольклора: песни, шутки, стихи, сказания, заговоры, приговоры. Фольклор присутствовал почти во всех обрядах и являлся одним из главных атрибутов празднования Иваны Купалы.

В купальскую ночь белорусские крестьяне устраивали игрища – один из главных атрибутов празднования Иванова дня – «ящер», «ручеёк», «коняшки». Когда костер догорал, начинали выбор суженных. Девушка хлопала юношу по плечу и убегала. Юноша должен был догнать её и вместе с ним они прыгали через костёр, держась за куклу на палке. Считалось, что если при прыжке руки не разойдутся, то пара состоялась. Позже возле костра устраивали застолье (каша, яйца, сало, блины). По традиции белорусские крестьяне  у огня пели купальские песни – символ купальской ночи, рассказывали легенды и былины. Поздней ночью, зажигали деревянное колесо – главный атрибут купальной ночи и катили его к воде [4, 272 – 274].

Согласно поверьям, на празднование Иваны Купалы, знахари отправлялись за травами, считая, что они вылечивали болезни и заговаривали, обратившихся к ним молодых девушек на любовь. Обычно лечебные заговоры читались накануне дня Иваны Купалы и являлись непосредственным элементом празднования. Лечебные заговоры помогали и в лечении заболеваний сердца. Для этого знахари связывали красной лентой две березовые ветки и читали определённые слова или же находили осину, обходили её кругом против часовой стрелки. 7 июля белорусские крестьяне отчитывали болезненную худобу. Считалось, что если больной человек в полдень войдёт в реку и станет обливать себя водой вначале левой рукой потом правой, то худоба быстро пройдёт.

Атрибутом празднования дня Иваны Купалы также были заговоры на счастье, богатство и успех. Например, накануне празднования белорусские крестьяне, читали в первую очередь заговоры наудачу. Для этого они заходили в реку или озеро и, брызгая на себя водой, читали определённый заговор. У белорусского народа в 19 – начале 20 века, были распространены, обряды по привлечению счастья и в семейную жизнь. Эти обряды исполнялись в день Иваны Купалы и характеризовались употреблением многочисленного фольклора. Один из этих обрядов выглядел так: в день самого празднования Иваны Купалы белорусские крестьяне шли в лес и собирали некоторые травы. Из этих трав молодые девушки плели венок – главный атрибут обряда, и клали его на местном кладбище на безымянную могилу. Через три дня венок забирали и относили в лес, на то место, где первоначально плели его. Венок расплетали и разбрасывали около себя, обрядовое действие сопровождалось пением молодых девушек [12, с. 3 – 5].

Ещё один обряд, связанный с семейным благополучием и любовью исполнялся белорусскими крестьянами 7 июля, и сопровождался такими атрибутами как травы, камни, огонь. Для данного обряда крестьяне собирали тринадцать трав, подбирали с дороги тринадцать камней разных размеров, перемешивали и ставили на огонь. Когда вода закипала, крестьяне поднимали над ней руки и пели. Позже котёл снимали с огня и дожидались тринадцатого июля. В этот день, всю приготовленную смесь выносили во двор и обливали со всех сторон свой дом. Заканчивался вечер Иваны Купалы у белорусских крестьян заключительными купальскими песнями, которые исполняли молодые девушки и юноши (Приложение Е).