Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 20

Летний цикл календарной обрядности белорусов начинается с традиционного летнего празднования  Иваны Купалы. Праздник Иваны Купалы, являлся кульминацией летних событий в народной жизни белорусских крестьян и отмечался в ночь с 6 на 7 июля [31, с. 320 – 322].

Летнее солнцестояние – один из заметных, поворотных моментов года. Издревле многие народы мира, отмечали в конце июня праздник вершины лета. У белорусского народа, таковым праздником является Иван Купала. Следует заметить, что белорусский народ, праздник Иваны Купалы отмечал в разных губерниях по-разному, следуя своим местным обычаям и традициям. Общины, объединяясь в главном, по-разному осмысляют различные аспекты Купалы, по-разному трактуют некоторые философские обоснования праздника и следуют своим обычаям в проведении Купальского обряда, который сопровождался обязательными традиционными атрибутами.

Во многом эти различия обусловлены разными природными и климатическими условиями данной местности, особенностями традиционного быта и личным духовным уровнем самих участников обряда [54, с. 107 – 109].

У белорусских крестьян в праздновании Иваны Купалы сохранился общий ход действий праздника: общий сбор, необходимые пояснения, представление гостей и остальных участников друг другу. Из участников праздника, людей, знающих обрядовые правила, по традиции, выбирался «урядник», который занимался подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания на праздновании Иваны Купалы читали: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина.

С утра молодые девушки собирали травы и цветы – главные атрибуты празднования Иваны Купалы, плели из них венки и припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапива). Все атрибуты празднования обладали магической силой и были характерны для данного увеселения. Символом праздника являлось дерево. Молодые девушки украшали дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называли «марена» или «купала». Под дерево прилаживали изображение «Ярилы» – куклы величиной в половину человеческого роста. Кукла являлась одним из главных атрибутов празднования Иваны Купалы. Куклу вязали из соломы, веток, иногда лепили из глины. «Ярилу» облачали в одежду, украшали венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на отдельной тарелке или платке оставляли пищу [48, с. 226 – 229].

В купальскую ночь у белорусских крестьян в деревнях зажигались костры. Возле одного костра происходило само празднование Иваны Купалы. Другой костёр, сложенный в виде колодца, был погребальным, для сожжения лика «Ярилы». Таким образом, сам праздник Иваны Купалы включал в себя множество обрядовых действий: языческое Богослужение на Капище, принесение общей требы, слава Родным Богам, Братчина – праздничный пир, шутейные действия, «похороны Ярилы».

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под деревом, чаще это берёза, освящались водой и огнём – символами празднования Иваны Купалы. По дороге к Капищу белорусские крестьяне ставили большой венок – ещё один атрибут празднования Иваны Купалы, сплетённый из трав и цветов. Внутрь венка молодые девушки вплетали несколько стебельков крапивы, считалось, что люди, проходящие к Капищу через венок, очищались её огненной силой. На Капище совершался один из праздничных обрядов. Белорусские крестьяне проходили через венок с поклоном, а в это время девушки, стоящие по обе стороны венка пели купальские песни. Иногда, если празднование происходило в узком кругу, вместо песен звучали удары в бубен. Позже прах, оставшийся от сгоревшего чучела «Ярилы», развевали по полю [44, с.185 – 187].

В этот день молодые девушки совершали обряд, связанный с растительным миром. После обеда крестьянки шли в лес. Они брали с собой обед, отдыхали и вскоре начинали плести венки. Каждая из них выбирала две берёзки, ветки которой перевязывала в виде венка. Остальные девушки проходили под ними и пели песни. Затем начинали ворожить, ближе к вечеру девушки клали венки себе на голову и, спускаясь к реке, пели песни (Приложение Д).