Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 21

У белорусских крестьян празднование Иваны Купалы было заполнено многочисленными обрядами, атрибутами которых являлись вода, огонь, трава. Основная часть купальских обрядов производилось ночью. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: по поверью, с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня (2 августа) можно было купаться. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В этот праздник, по народным поверьям белорусов, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в эту ночь. Кроме этого, в Иванов день часто гадали при помощи венков и воды – атрибутов празднования [46, с. 70 – 73].

Главная особенность и главный атрибут купальской ночи в традиционной культуре белорусского народа – это очищающие костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательным атрибутом празднования Иваны Купалы были игры. Чаще всего играли в горелки. По поверьям белорусских крестьян, в купальскую, одну из самых коротких ночей, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной нечистая сила – ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные и лешие. Считалось, что именно купальский костёр обладал магической силой и защищал в купальскую ночь [22, 113 – 115].

Помимо костров, атрибутом Купальской ночи у белорусских крестьян были колёса и смоляные бочки, которые поджигали, затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета у белорусского народа в праздновании Иваны Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы являлись одним из многочисленных атрибутов празднования Иваны Купалы. Собранные травы и цветы клали под Иванову росу, высушивали и сберегали их, считая такие травы более целебными. Главным атрибутом растительного мира в Иванов день у белорусских крестьян стал папоротник, которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь, можно увидеть все клады, которые находятся глубоко в земле [17, с. 125 – 127].

Кроме того, одним из главных растительных атрибутов Иванова дня в традиционной культуре белорусов был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами – братом и сестрой, которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок.

Если в купальскую ночь сорвать цветок Иван-да-марья и положить в угол дома, то можно защитить дом от воров. По преданию брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собой переговариваться, а чужому человеку покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкой.

К атрибутам празднования Иваны Купалы можно отнести и гадания. Чаще всего гадания были связаны с растительным миром. В купальскую ночь молодые девушки собирали травы и цветы, клали их под подушку. Утром проверяли, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось – в этом году девушка должна была выйти замуж.

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё белорусское крестьянское население, причём традиция требовала активного включения каждого крестьянина во все обряды, действия, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил. Иванов день у белорусского народа заполнен обрядами, связанными с водой. Вода у белорусских крестьян являлась одним из главных атрибутов празднования дня Иваны Купалы. По всенародному обычаю рано утром в Иванов день белорусские крестьяне шли купаться. Один из довольно распространённых купальских обрядов являлось обливание водой. Деревенские юноши надевали старую одежду и отправлялись с вёдрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой. После этого шли по деревне, обливая каждого проходящего мимо человека, делая исключения только для стариков. Но больше всего обливали девушек [2, с. 343 – 345].