Также белорусские крестьяне отмечали и Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, к которому были приурочены многочисленные народные обряды и традиции. Праздник назывался также Спас, Второй Спас, Большой Спас, Средний Спас. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 6 (19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволялось, есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, белорусские крестьяне срывали и освящали яблоки и другие фрукты нового урожая, которые являлись главными атрибутами празднования. У белорусских крестьян существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считали великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка находилась далеко или вовсе неизвестно где, следовало освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам [19, с. 230 – 234].
Яблочный Спас ещё называли «первыми осенинами», то есть встречей осени. Белорусские крестьяне считали, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных и близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками – как один из главных атрибутов празднования, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все крестьяне выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся молодые люди прекращали разговоры и запевали [20, с. 356 – 358].
Третий Спас или Хлебный Спас — день народного календаря, отмечаемый 16 (29) августа. В этот день белорусские крестьяне выпекали хлеб из нового урожая и, после освящения, он являлся главным блюдом этого дня. Также в этот день было принято торговать холстами, полотнами. Поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». На Хлебный спас белорусские крестьяне обычно пекли пироги из нового хлеба. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. На третий Спас крестьяне примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что слышится в народных пословицах и поговорках [14, с. 323 – 325]. Весна – это, прежде всего соотнесение контрастных зимних и следовавших за ними весенних развлечений. Под воздействием менявшихся природных условий бытовали специфические для каждого времени года формы развлечений: катание со снежных гор зимой, гуляния в садах в тёплое время и прочие. Безусловно, воздействие природы на комплекс праздничной культуры и сферу развлечений оставалось довольно заметным во все исторические эпохи [59, с. 354 – 355].
Таким образом, можно отметить, что атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов играли важную роль в проведении традиционных празднований белорусских крестьян. Во время проведения обрядов весенних и летних гуляний у белорусского народа присутствовали атрибуты, без которых не обходились не одни традиционные праздники. Масленица у белорусских крестьян, сопровождалась обрядовой пищей (блины, хлеб, выпечка из теста – фигурки птиц), орудиями для катания (санки, катки), крестьяне мастерили чучело Масленицы. В праздник Пасхи главным атрибутом празднования являлась также обрядовая пища (яйца, творог, Пасха), игры в битки, волочёбные песни. Главным символом Радуницы было приглашение родственников и знакомых на могилу. Традицией всех весенних праздников было посещение церкви или костёла. В летнем календарном цикле отмечается один из главных праздников, Иваны Купалы, главными атрибутами празднования являлся купальский огонь и вода. Главным символом Ильина дня были дождь, молнии, гроза и вода. Атрибутами Спасских праздников у белорусских крестьян была обрядовая пища: мёд, яблоки, хлеб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.