Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 35

Крестьяне чаще всего обращались к гаданию на будущее. Атрибутами для гадания чаще всего служили вода и свеча. Крестьяне использовали миску с водой, половинки от скорлупы грецкого ореха, в количестве равном числу гадающих, и столько же небольших свечей или их кусочков. Свечи нужно было вставить в скорлупки, зажечь их и пустить плавать в миску. Девушка, у которой свеча сгорала первой, первой из гадающих выходила замуж; соответственно та девушка, у которой свеча сгорала последней, и замуж выходила последней. Если у кого-то из девушек скорлупка со свечой утонула, считалось что девушка замуж не выйдет.

Атрибутами гадания у белорусских крестьян служила простая бумага и воск.

Белорусские девушки часто гадали на бумаге, так как это был самый простой способ гадания. Гадание заключалось в следующем: бумажный чистый лист мяли, ложили скомканный лист на дно перевернутой тарелки или блюдца и поджигали. После этого блюдце со сгоревшей бумагой подносили к стене и осторожно поворачивали блюдце, пока на стене не обозначится какая-либо тень, по очертаниям которой и сулили о ближайшем будущем.

Для гадания на воске крестьянам требовалось две восковых свечи, одну из которых нужно было зажечь, а кусочки другой положить в ложку и, нагревая ложку над горящей свечой растопить воск. После этого расплавленный воск быстро выливали в стакан с холодной водой и при свете свечи по образовавшейся фигуре сулили о будущем [55, с. 88 – 91].

Атрибутам гадания для белорусских крестьян являлась и книга. Белорусские девушки наугад брали книгу и задавали ей вопрос. После этого называли номер страницы и номер строки, то, что было написано в книге служило ответом для гадающих. Сегодня можно говорить о том, что в долгие зимние вечера, когда у людей, наконец-то появлялось свободное время, а Рождество ассоциировалось с чудом, к которому мог прикоснуться любой человек, и зародились рождественские гадания – главный атрибут празднования.

Вечером перед Крещением молодые девушки писали на листах бумаги двенадцать своих желаний и ложили их перед сном под подушку. Проснувшись рано утром, доставали наугад три листочка и по поверью те, желания, которые вытащила девушка должны были исполниться в скором будущем. Перед сном в крещенский вечер под кровать ложили зеркало, принесенное с улицы, и разлаживали вокруг него еловые веточки. На зеркале рукой писали свое желание. Если надпись поутру исчезала — желание сбывалось. В некоторых деревнях крестьянки рассыпали на стол пригоршню каких-либо мелких предметов. Загадывали желание и пересчитывали количество предметов. Если их число было четное — желание должно было сбыться, соответственно, если число предметов нечетное — желание не сбывалось [32, с. 83 – 85].  

В сам праздник Крещения, у белорусских крестьян существовало такое гадание: молодая хозяйка дома брала веник и начинала мести комнату. Взмахнув направо, девушка произносила молитву, взмахнув налево, говорила ругательство, после чего посреди комнаты делала углем черту и становилась справа от нее, на очищенное молитвой место. Став, справа от черты, молодая девушка произносила вслух слова о том, чтобы к ней пришёл её суженный. По поверью некоторым девушкам он и являлся, а к другим приходил сам чёрт. У белорусских крестьянок существовало и традиционное гадание, атрибутом которого был сапог. Молодые девушки выходили поздно ночью на перекрёсток дорого, кружились вокруг себя и остановившись бросали сапог – в какую сторону он упал носком, считалось что именно оттуда и появится суженный. В некоторых деревнях, собравшиеся в компанию незамужние девушки могли переставлять сапоги от стены к порогу – чей сапог у порога окажется быстрее, считалось, что именно это девушка выйдет замуж первой.