Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 15

Празднование Масленицы занимало достаточно важное место в жизни каждой белорусской семьи в 19 – начале 20 века. Во-первых, нужно было убрать в доме, побелить печь, застелить свежие скатерти, ковры и половики, повесить чистые ручники и занавески. Во-вторых, в пятницу и в субботу белорусские крестьяне ставили поминальные столы – как атрибут начала подготовки празднования Масленицы. На столе обязательно стояла зажжённая свеча – символ поминального ужина. После трапезы стол не прибирали [36, с. 88 – 100].

Понедельник был символичным началом праздничной недели: в этот день налаживали катание с ледяных горок, которые являлись атрибутами Масленицы. В этот день белорусские крестьяне мастерили орудия для катания: санки, катки. Белорусские женщины в этот день начинали печь блины. Первый выпеченный в понедельник блин был особенный. Как знак уважения его несли в красный угол дома – им угощали предков.  Хорошие хозяйки в этот день придерживались строгого правила не впускать в дом чужых женщин и старых мужчин, чтобы не испортились блины. Обязательной традиционной едой и атрибутом празднования Масленицы был сыр. Довольно часто его начинали готовить ещё с осени. Другое традиционное блюдо Масленицы у белорусских крестьян было масло. Оно являлось обязательным атрибутом масленицы и готовилось непосредственно перед праздником [23, с. 134 – 136].

В понедельник белорусские крестьяне начинали мастерить чучело масленицы. Чучело масленицы было одним из главных атрибутов празднования начала весны. В некоторых регионах уже в первый день празднования Масленицы многодетные женщины должны были обойти всю деревню, а потом возить на санках «молодух» - тех женщин, которые недавно вышли замуж. А мужи «молодух» в это время угощали всех блинами и другими блюдами Масленицы. Во вторник продолжались всеобщие гулянья: с этого дня начинали ходить друг другу в гости, взрослые вместе с детьми катались с ледяных горок. Горки символизировали земной центр, в котором пробуждалась жизнь после зимы. Наши предки верили, что катание с ледяных горок будет влиять на рост льна: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у неё лён.

Четверг на Масленичной неделе назывался в белорусской деревне Кривым. В Понёманье, а также на Полесье этот четверг получил названия Вялеса, в честь древнего бога плодородия. В этот день, и в каждый день недели пекли главный атрибут Масленицы – блины. Однако четверг начинали с того, что пекли оладьи для своей кормилицы – коровы. Оладьями угощали и остальных домашних животных. Этот день был очень ответственным для тех белорусских крестьян, кто держал в своём хозяйстве коней. Именно в этот день нужно было испытывать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трёхлетнего возраста. Считалось, что этот праздничный день на масленичной неделе будет способствовать тому, чтобы конь стал более послушным помощником своему хозяину [9, с. 150 – 153].

В пятницу на Масленичной неделе продолжалось празднование: односельчане навещали своих родителей, дети катались на ледяных горках.

В субботу и воскресенье молодёжь каталась на конях – символе празднования Масленицы. Обычно кони украшались бубенчиками, лентами и цветами. Повсюду звучали песни в исполнении белорусских крестьян, которые зазывали весну, молодёжь с песнями ехала кататься по деревне (Приложение А). Кони становились главными атрибутами масленичной забавы, которая имела название «Призы». Например, характерной чертой Витебщины была организация так называемых конных состязаний. Более богатые люди во время Масленицы на рынках или на озёрах организовывали «гонки». До «гонок» готовились тщательно: выбирали самых лучших коней, давали им больше корма. Победителей «гонок» угощали в корчме и награждали призами [12, с. 113 – 115].