Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 14

Таким образом, можно прийти к выводу, что атрибуты традиционной календарной обрядности белорусов, изучались белорусскими этнографами и фольклористами начиная с традиционного периода этнографической науки. Для сравнительного анализа атрибутов традиционной календарной обрядности белорусов, автор использовал дополнительный материал российских этнографов и фольклористов. Сравнивая атрибуты традиционной календарной обрядности белорусов с атрибутами обрядности у русского народа, был выявлен ряд отличительных и схожих черт. Для дипломной работы были использовальзованы труды современных ведущих белорусских этнографов и фольклористов – Котович О.В., Кухаронок Т.И., Крука И.И. Можно говорить о том, что изучение календарной обрядности у белорусов в постсоветский период развивалось достаточно хорошо. В историографии наряду с известными этнографами и фольклористами, появляются новые учёные. 20 век представлен множеством многотомных изданий по данной тематике.

2 Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной                                    обрядности белорусов

С приходом весны все мысли и мечты крестьянина связаны с наступающими полевыми хлопотами и работай. Теплые, весенние дни содействовали тому, что большинство весенних календарных праздников: Масленица, Сараки, Вербное воскресенье, Благовещенье, Пасха, Радуница, Сёмуха, происходили на свежем воздухе, в лесу, в поле, на улице и носили ярко выраженный коллективный характер.

Хозяйственная необходимость диктовала земледельцу, как можно внимательней присматриваться до изменений погоды, во время подготавливаться до будущего сева. Однако весна могла быть как ранней, так и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому у белорусских крестьян широко распространился обряд встречи весны или празднования Масленицы [15, с. 13 – 15]. 

В 19 – начале 20 века зазывания весны (Масленицы) имело на территории Беларуси широкое распространение и локальные варианты проведения. В некоторых местах Беларуси зазывание весны начинали проводить 1 марта по старому стилю, 14 марта по новому стилю, однако чаще всего – на Благовещенье (25 марта по старому стилю, 7 апреля по новому стилю).

Исследователи высказывают мнение о том, что первоначально Масленица праздновалась в начале Нового года, который по календарю попадал на март. Характер некоторых обрядовых действий даёт основание проводить аналогии с празднованием Каляд, которые сопровождали встречу Нового года, примерно со средневековья. И всё-таки, если посчитать, что из основных традиций и атрибутов Масленицы было катание на санках с гор, то более точной датой празднования нужно считать последнюю неделю февраля и первую неделю марта. Такое временное соотношение может быть оправданно в связи с тем, что Масленица некогда праздновалась на протяжении двух недель [56, с. 415 – 416].

Структура празднично-обрядового комплекса – это одно понятие, которое включало в себя: атрибуты празднования, время и место проведения гулянья, обрядовых персонажей, систему ритуальных действий, обрядовую пищу, предсказания погоды, магические действия. Сама Масленица (как хронология праздничных событий) выделяется среди других праздников тем, что время её проведения зависит от семейно-родовых событий [28, с. 46 – 48].

Образ Масленицы вписан в канву культурной жизни многих поколений. Он ассоциируется и историей восточных славян и в определённой мере является одной из визитных карточек восточнославянской традиционной культуры. Вместе с тем, отмечание народных праздников свойственно не только сельскому, но и городскому населению [58, с. 321 – 322].

Таким образом, главная идея праздника должна была поддерживаться соответствующими атрибутами празднования, обрядовыми действиями, которые с одной стороны подводили итоги жизненных хлопотав этой пары, а с другой – должны были отчётливо ограничить стратегию земледельческой, сельскохозяйственной и семейно-родовой перспективы.