Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 2

На Купальское кострище белорусские крестьяне сносили старые вещи, сжигание которых символизировало вечное обновление жизни.  Как символ солнца и атрибута летнего календарного празднования, поднимали на счастье зажжённое колесо. Одним из главных атрибутов празднования Иваны Купалы оставались гадания. Молодые девушки опускали венки в реку и, следя за движением венка, делали выводы о своей дальнейшей судьбе. С празднованием Иваны Купалы связывали красивую легенду о цветке папоротнике – символе празднования, на который нисходил огонь Перуна, и ровно в полночь папоротник зацветал на несколько мгновений огненным цветом. Празднование Иваны Купалы и в настоящее время не утратило своего значения. Следовательно, обоснован интерес к изучению данной проблемы. С древних времён, белорусский народ праздновал летний праздник Иваны Купалы. Который символизировал, с одной стороны, поворот на зиму, а с другой – ассоциировался с новой жизнью. Именно в прошлом были заложены основы этого праздника, который был связан с поклонением и почитанием солнца – главным атрибутом праздника лета.

Одним из важных празднований зимнего цикла календарной обрядности белорусов было празднование Рождества. Рождество – один из любимых праздников белорусского народа, открывающий святки. После дней зимнего солнцестояния по наблюдениям наших предков, начинался поворот к весне, постепенно увеличивался световой день. Определение времени празднования Рождества по сегодняшний день весьма интересная, сложная и актуальная проблема. Следовательно, обоснован интерес к изучению данной проблемы.

Историю этнологии как науки принято начинать с 19 века. Именно 19 век стал важным для этнографических открытий. В работе временные рамки обозначены 19 – началом 20 века, так как именно этот период в этнографии считается классическим в изучении традиционной культуры белорусов.

В ходе написания дипломной работы автор использовал следующие методы исторического исследования: историко-описательный, историко-сравнительный, историко-генетический. Историко-описательный метод использовался для описания атрибутов традиционной календарной обрядности белорусов, историко-сравнительный – для сравнения атрибутов календарной обрядности у восточных славян, историко-генетический метод давал возможность просмотреть развитие календарной обрядности белорусов.          

Для более полного раскрытия темы дипломной работы были использованы следующие определения:

Календарная обрядность – обряды, связанные с народным календарём и церковными праздниками (масленичные, весенние, колядные, Троицкие, купальские обряды) [1, с. 250].

Традиционная культура – термин, широко применяемый в этнографии. Обозначающий часть, этнической специфической культуры, имеющую безавторское происхождение, воспринимаемую как нечто исконно существующее и передаваемую путём устной речи [1, с. 475].

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, которая включает себя: физические объекты, созданные человеком; природные объекты, используемые человеком [1, с. 285].

Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих  конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом [1, с. 90].

Масленица – земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и других народов, приуроченный христианами к неделе перед великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселенья [1, с. 284].

Пасха – древнейший христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа [1, с. 385].

Радуница – (вероятно, родственно слову «Радость»), весенний (на послепасхальной неделе) языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков [1, с. 375].

Купалье – летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян [1, с. 260].

Деды – так называемые особые поминальные дни, когда, по восточнославянским представлениям, души умерших предков возвращаются на землю [1, с. 85].