Дополнительный материал по данной тематике встречается в труде «Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем». Данная работа была полезна тем, что в ней освещались важнейшие аспекты культуры: материальной (традиции питания, особенности застройки и построек, костюма), социальной (семейные и общественные отношения), духовной (конфессиональные процессы, традиционные календарные праздники, обряды, обычаи, современный театр). Затрагиваются вопросы по этнической истории, демографическим и миграционным процессам Восточного Полесья. Впервые вводится в научный оборот материалы полевых этнографических исследований, архивные источники. [5].
В помощь в написании дипломной работы автор использовал монографию «Полесье. Материальная культура» [6]. Монография является первым обощающим исследованием материальной культуры населения Полесья. Освещаются основные аспекты быта полещуков, их традиционные ремёсла и промыслы, жилище, одежда, вышивка, атрибуты традиционной бытовой культуры. Показаны этнокультурные изменения за годы советской власти. Монография представляет первую попытку комплексной историко-этнографической характеристики Полесья в составе его украинской и белорусской экстерриториальных частей.
Для более широкого раскрытия темы дипломной работы, автором был использован труд «Кто живёт в Беларуси». Научно-популярное издание «Кто живет в Беларуси» дает полное представление о социальной (демография, семейные отношения, общественные объединения), материальной (жилище, традиции питания, одежда) и духовной (традиционные празднования, верования, обряды, фольклор, религиозные традиции) культуре народов, которые проживают на территории Беларуси. В книге также рассматриваются история конфессий и современная религиозная ситуация в Беларуси [7].
Для дипломной работы был использован дополнительный материал по данной тематике этнографа Афанасьева А.Н. Им был написан труд «Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» [8]. В данной работе автор сравнивает духовную культуру восточнославянских народов, их календарно-обрядовые празднования. Афанасьев А.Н. известен своими трудами «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.
В помощь к дипломной работе была использована работа Ляховской Л.П. «Календарь славянской жизни. Праздники, обычаи, обряды, кухня». В работе рассказывается о православном календаре и календарной обрядности. Книга знакомит с историей православных праздников, народных обычаях и обрядах, рассказывается о традиционных праздниках, блюдах кухни, подаваемых на стол в праздничные календарные дни [9].
Автором был использован труд Радивилова А.А. «Рождённые жизнью: обряды советской Беларуси». В этой работе описываются многие обряды советской Беларуси, связанные с какими-либо праздниками, выделяются локальные особенности календарных праздников на территории советской Беларуси [10].
Работа «Народы Сибири на современном этапе: национальные и религиозные особенности развития». В ней рассматриваются народы, проживавшие на территории Сибири, их социальное, политическое, национальное и религиозное развитие, их локальные особенности в традиционной культуре [11]. В труде «Народы советского севера» описаны традиционные календарные праздники и обряды народов, проживавших на территории российского севера [12].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.