Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 19

Однако позже, этот обряд был трансформирован и получил характер игры. На вечерах, где собиралась деревенская молодёжь, «колодка» в виде красной ленты была уже не столько атрибутом ритуального наказания. Юноша цеплял красный бант молодой девушке на спину, а она должна была догадаться, кто это сделал. Интересно было и то, что «колодку» в виде колыбели, сделанной из дерева или вырезанной из картофеля, вешали на шею девушкам, которые долго выбирали себе пару и в итоге остались без неё. В это же время существовал редкий вариант в обрядовой практике, атрибутом которого являлась домашняя птица – петух. В традиционном нематериальном культурном наследии белорусского народа петух являлся мифическим атрибутом традиционных весенних празднований белорусских крестьян.

Одним из основных праздничных атрибутов большинства традиционно весенних праздников белорусских крестьян, было переодевание – чаще всего в одежду представителей противоположного пола, а иногда и возраста. Женщины переодевались в мужчин, молодёжь – в стариков, а люди пожилого возраста могли переодеваться в главных персонажей самого веселья. Главным символом ритуального переодевания были маски. Праздничное переодевание было направлено на скрепление внутренних взаимоотношений в общине, и на то, чтобы человек на некоторое время почувствовал себя той половиной (путём перевоплощения в другого человека), которой ему не хватала в его судьбе, чтобы стать полноправным творцом своей жизни. Коллективное маскирование и переодевание  было направлено на то, чтобы установить гармонию отношений в границах, какой-либо белорусской деревни [49, с. 41 – 44].

По мнению этнологов, главным атрибутом переодевания являлись маски. Всю галерею праздничных маскированных и переодетых персонажей можно поделить на две группы. К первой группе относились персонажи «дедов», «старцев», «цыган». «Деды» символизировали тех, кто оказывался на границе с миром умерших; «старцы» - символизировали людей от Бога, как раз тех, кто встречал похоронную процессию на границе этого и «того» света; «цыганы» - также символизировали жителей «того» света. Все эти персонажи являлись представителями света умерших предков, память об которых жила в легендах и местных преданиях. Переодевание в «старца» носило материальный характер. На женщину одевали изношенную, порванную одежду, памятую шапку, через плечо надевали рваную сумку, на ноги надевались рваные лапти, в руки давали кривую трость. Этот образ дополняли седыми усами и бородой. Главным персонажем и символом празднования Масленицы являлся образ «цыгана». Его поведение отличалось эмоциональными действиями. Претендента на роль «цыгана» (чаще всего это была женщина) одевали в широкие чёрные штаны, большие ботинки, яркую красную или зелёную рубаху. Шапку одевали набок, волосы выпускали. Лицо, усы, борода, волосы были вымазаны сажей так, чтобы они отливали чернотой [53, с. 42 – 43].

Другая группа праздничных персонажей – это маски животных «козы» и «медведя»,  за которыми видели мифологические фигуры древних предков.

В некоторых местах Беларуси существовал обряд, который назывался «татарским нашествием» или «цыганской завирухой». Символ этого обряда – маскированные персонажи, наведывая односельчан, они начинали переворачивать посуду, раскидывали подушки и одежду в их домах. Хотя поведение маскированных людей было достаточно агрессивным, но вреда они не приносили. Не разрешалось трогать только самое святое место в доме – красный угол. «Татарское нашествие» продолжалось до того времени, пока хозяйка не выносила богатый выкуп – один из главных атрибутов этого обряда.

Таким образом, традиционные весенние празднования белорусских крестьян были насыщенны многочисленными обрядами, которые сопровождались атрибутами и символикой празднования. Белорусские крестьяне старались придерживаться традиций праздников, тем самым чтили память своих предков.