Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 24

Илья-пророк считался повелителем не только дождя – символом празднования, но и всей водной стихии. Так, родники, пробившиеся сквозь толщу земли после попадания молнии, назывались святыми. К ним непременно совершались крестные ходы на Ильин день с опусканием в воду иконы. Вода, взятая из такого ключа, считалась целебной. С Ильиным днем связан запрет на купание в реках, озерах и прудах. Действительно, во многих местностях вода к этому времени значительно холоднеет. Но белорусские крестьяне объясняли запрет и по-другому. Так, распространенным верованием было то, что на Ильин день святой бросает в воду камушек или льдинку. Также полагали, что в это время одна из впряженных в колесницу Ильи лошадей роняет в воду подкову, отчего вода холоднеет. По народным поверьям, остудить воду могли и переплывающий через реку медведь или олень, а также обмакивающий рога или копыта лось. В некоторых белорусских деревнях отмечали, что с Ильи-пророка купается только нечистая сила, оскверняя воду и утаскивая на дно неосторожных купальщиков.

Илью-пророка белорусские крестьяне считали и исцелителем от разных болезней. Библейская легенда о воскрешении Ильей мертвого отрока вполне могла служить одной из основ этого верования. Ильинские стрелы-молнии, как символ празднования, часто упоминались знахарями в заговорах. С молитвенной помощью к святому обращались, например, при икоте или падучей. Помогал святой даже при сибирской язве. Также Илья-пророк среди крестьян считался примирителем детей и родителей, советником в брачных спорах, предсказателем будущего [57, с. 356 – 358].

Уборка хлеба с полей всегда было важным событием в жизни крестьянства, поэтому происходила в сопровождении обязательных обрядовых действий и песенных сопровождений. Начало сельскохозяйственных работ отмечался «покрыванием» поля и зажинками. В белорусских деревнях обычно жали женщины и молодые девушки, в процессе жатвы они выполняли ритуальные действия. Обряд «покрывания поля» проводился с целью сделать уборку жита – главного атрибута празднования, удачной. Утром, до восхода солнца, молодая женщина, в присутствии ещё нескольких молодых девушек, нажинала небольшой снопик. Обвивши его ручником или куском полотна, подкидывала в гору. Молодые девушки подхватывали сноп жита и начинали кружиться. После этого они шли в дом крестьянина, чьё поле «покрывали» и пели туже самую обрядовую песню. Раньше всего из посаженного крестьянином в поле, поспевало жито. С ним и связаны традиционные обряды зажинок и дожинок. Обычно зажинки белорусские крестьяне отмечали вечером в субботу. Одним из атрибутов празднования являлся хлеб. Хозяин дома ставил на хлеб солонку с солью и, накрыв рушником, окроплял освященной водой. Так хлеб лежал весь завтрашний день. Хозяйка вымывала дом: пол, лавки, окна. Под вечер она одна или с другими женщинами-родственницами шла в поле [61, с. 76 – 77].

У белорусских крестьян существовало древнее славянское божество, покровительница жатвы и плодородия – Толока. Толокой белорусы, сеяли, жали, косили, строили. Празднование в честь Толоки у белорусских крестьян было радостным событием. После того, как была дожата последняя делянка и связан последний сноп, молодые крестьянки делали венок, который являлся главным атрибутом празднования, и толочейки кидали жребий, кому быть Толокой. Толока водила хоровод, припевая и танцуя, в руки ей давали дожинковый сноп, укрывая при этом белой шалью. Затем все крестьяне шли попарно за Толокой в дом хозяина. Хозяин встречал Толоку хлебом-солью, и кланялся ей в пояс. Толока отдавала хозяину дожинковый сноп, затем хозяин и хозяйка вели Толоку в дом, и начинался праздничный ужин. После ужина Толока снимала венок и оставляла хозяевам дома, а белая шаль оставалась девушке.