Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 16

Воскресенье – последний день перед Великим, семинедельным постом, получил название «зазывание весны». В этот день исполнялись ритуальные действия, направленные на проводы зимы. Чучело Масленицы – как главный атрибут празднования, в последний раз возили по деревне и сжигали на большом огне. В некоторых регионах Восточного Полесья последний день Масленицы стал днём, когда зазывали разными звуками весну. Весну встречали с караваем – символом весны, в некоторых местах каравай был в виде аистов. Девушки плели венки, вешали их на берёзы, около которых водили хороводы, и пели песни. В последний день Масленицы за стол нужно было сесть семь раз, потому что всех ждал пост, который продолжался семь недель.

Задавала тон в обрядах «Зазывания весны» шумная, весёлая молодёжь, особенно девушки. Они собирались на самые высокие места в деревне, расстилали там солому и сидя на ней, пели обрядовые песни, которые также являлись атрибутом Масленицы. Девушки для исполнения этих весенних песен выходили на берег реки или озера. В своих песнях молодые девушки не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, однако и рассказывали всем, о своей готовности к браку (Приложение Б).

У белорусских крестьянок существовал определённый обряд, посвящённый «Зазыванию весны». Молодые селянки шли по улицам деревни друг за другом и пели песни (Приложение В). В конце деревни девушки водили хоровод и танцевали под песни. Вечером этого же дня в домах белорусских крестьян звучала музыка.

Однако наиболее старшие женщины – хозяйки дома, по-своему готовились к встрече с весной: они выпекали из теста фигурки птиц – символ празднования Масленицы, считая, что таким образом они повлияют на их прилёт. Молодые девушки часто подкидывали в гору фигурки птиц из теста, таким образом, зазывая весну [16, с. 244 – 246].

Не меньше молодёжи радовались приходу весны и дети. Они организовывали свой кружок, главными действующими лицами и символами празднования были: запевала и механоша. Они бегали по деревне, не пропуская ни одного дома. Дети стучали в окна домов, после чего они пели веснянку с пожеланиями семье благополучия и щедрого урожая. Хозяева давали им в благодарность за песню хлеб, яйца, яблоки.

На четвёртой неделе Великого поста, каждая хозяйка пекла хлеб – ещё один из главных атрибутов Масленицы. На каждом хлебе хозяйка делала крест из теста. После этого крестики отделяли от хлеба, клали за иконы, где они находились весь год, защищая от болезней и несчастий.

Празднование Благовещенья (25 марта по старому стилю, 7 апреля по новому стилю) на территории Беларуси, имела свою особенность в том, что в этот день ждали прилёта аистов – символа начала весны. Хозяйки пекли пироги в виде лапок аиста. В некоторых местах Беларуси на Благовещенье только начинали зазывать весну, петь веснянки. На это праздник запрещалось делать хозяйственные дела [10, с. 111 – 113].

Торжественно праздновалась в белорусской деревне и Вербная неделя, или Вербница. Праздник, который зависел от дня празднования Пасхи, и происходил за неделю до этого праздника. В прошлом столетии для белорусского крестьянина в этот день главную роль играли такие атрибуты празднования как: пучок вербы и можжевельник. Крестьянин обязательно шел в церковь (костёл), где освещал вербу и можжевельник. Эти освещённые ветки вербы и можжевельника были такими же необходимыми предметами в крестьянском доме, как и свечи. Ещё в церкви сразу после освещения, каждый съедал пупырышку с вербы, или ягоду можжевельника, чтобы защитить себя летом от сил природы (грозы и молнии).

Верба, как атрибут празднования, ставилась в доме, сохранялась целый год в углу за иконами и использовалась в крестьянской семье по надобности всех важнейших событий [21, с. 102 – 104].