Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 8

В данном труде упор делается на то, что нельзя забывать и о другой важной практической стороне изучения народных календарных обрядов. Далеко не все в них является ценным художественным наследием. Непонимание естественных законов, бессилие перед окружающей природой приводило  человека к ее обожествлению. Отставание сознания и стойкость традиции проявились в том, что отдельные пережитки этих бессмысленных с научной точки зрения, а порой и вредных (например, лечение с помощью якобы магических средств) действий сохранялись очень долго. Чтобы успешнее бороться с этими пережитками и содействовать окончательному их преодолению, надо знать обряды и разъяснять их происхождение и смысл. В данной монографии рассматриваются народные обряды, а не церковные праздники, календарные дни в которые они проводились. Земледельческие народы издавна создали свой календарь, связанный с циклами природы и отмечавший начало и конец сельскохозяйственных работ, время сева, созревания и уборки урожая.  Народные обряды были прикреплены церковью к соответствующим им по времени датам церковного календаря и многие праздники получили новые названия. Проводились они в те же дни, что и раньше. 

Но влияние церкви на календарные обряды не ограничилось только прикреплением их к новому календарю. Церковь старалась всеми средствами воздействовать на сознание народных масс, внушить им идею покорности богу. В результате произошло сложное переплетение дохристианских и христианских верований. Прежние мифологические персонажи, олицетворявшие в большей части силы природы, были заменены библейскими персонажами, которые в народном сознании ассоциировались с прежними божествами и получили их функции – помощников в крестьянском хозяйстве.

Вопросом изучения календарной обрядности и народной культуры у белорусов  занималась Котович О.В. Магистр педагогики, автор 6 монографий, 5 брошюр и более 500 статей, в которых исследуются проблемы исторического диалога традиционного и христианского календарей, система их социокультурных ценностей, эволюция обрядов семейно-родовой направленности. Особое внимание уделяется осмыслению времени в традиционной культуре славянских народов.

Непосредственно по данной тематике в дипломной работе был использован материал трудов белорусского учёного Котович О.В. Для описания атрибутов весенней календарной обрядности автором была использована работа «Веснавыя святы: нарысы ý 2 кнiгах». Первая работа посвящена рассмотрению наиболее богатого цикла календарных празднований белорусского народа – весенним переходящим праздникам. К ним относится Масленица, Вербница, Чистый четверг, Пасха, Радуница [29]. Вторая книга «Веснавыя святы: нарысы ý 2 кнiгах» также посвящена переходным весенним праздникам белорусского народного календаря: Сараки, Благовещение, Юрьев день, Микола. Впервые в истории фольклорной науки рассматривается каждодневная хронология обрядовой практики белорусского народа. При этом выделяются основные аспекты земледельческой деятельности, хозяйства и сельского быта. Основная роль уделяется детальному рассмотрению обрядовых действий, символике ключевых атрибутов, гаданий, регламентации поведения людей в зависимости от их возраста, социального статуса, ритуальной пищи, древних мифологических взглядов белорусского народа на обрядовую поэзию [30].

Важный материал для написания дипломной работы представлен в труде «Летнія святы», Котович О.В. В работе характеризуются все летние праздники белорусов, их обрядовая традиция. Очень подробно в данных книгах идёт описания подготовки к календарным праздникам; представлено описание обрядов, основное внимание уделяется символике ключевых атрибутов каждого обряда. Автор обращает внимание на социальный статус каждой белорусской семьи [31].

Автором для дипломной работы, использовались труды одного из ведущих белорусских этнографов, Кухаронок Т.И. Работа «Беларускiя святы i абрады»  представлена календарными праздниками, атрибутикой и подготовкой белорусов к празднованиям, локальными особенностями празднования в разных регионах территории Беларуси [32].