Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 13

Также в данной работе использовались материалы из источников, которыми послужили работы Шпилевского П.М., Киркора А., Богдановича А.Е., Никифоровского Н.Я., Сержпутовского А.К., Карского Е., Романова Е.Р.  Одним из главных источников является труд белорусского этнографа Шпилевского П.М. «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» — работа, получившая наибольшую известность и написанная превосходным литературным стилем. Важное место в данной работе занимает описание народной, календарной  обрядности и верований. В работе Шпилевского П.М. «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» и в других работах этнографа, четко прослеживается мысль, что белорусы, полешуки и другие исследованные им народности древнейшие в славянском мире. Большая часть мифических персонажей, описанные Шпилевским, признаны фантомами, никогда не существовавшими в славянском фольклоре, и являющихся плодом творчества самого автора [61].

Для написания работы, использовался источник – «Живописная Россия. Литовское и белорусское полесье». В этом источнике указывается материальная, духовная и социальная культура русских. Их сходства и различия в культуре разных регионов Российской империи [62].

Для описания материальной культуры белорусов и их календарной обрядности использовалась работа Богдановича А.Е. «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: этнографический очерк» [63]. Богданович А.Е. являлся видным белорусским этнографом, чьё имя по праву стоит в одном ряду с именами крупнейших этнографов 19 века. «Пережитки древнего миросозерцания…» это его основной труд, который посвящен сохранившим множество языческих черт народным обычаям, поверьям и представлениям белорусов. В данном источнике описывается миросозерцание белорусов, то, как они воспринимали мир, его материальное окружение в древности.

Для описания календарной обрядности и духовной культуры белорусов использована работа Никифоровского Н.Я. «Страничка из недавней старины города Витебска: Воспоминания старожила» [64]. Никифоровский Н.Я активно занимался сбором этнографического материала, прежде всего его интересы касались духовной культуры белорусов. Кроме того, в данной работе собраны сведения о материальной культуре крестьян Витебской губернии и их занятиях. Также Никифоровский Н.Я. сотрудничал с известным этнографом Павлом Шейном (знаком с ним с 1871 года) и был его самым активным корреспондентом.

Для написания дипломной работы автором была использована  работа белорусского этнографа Сержпутовского А.К. «Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў». По поручению Русского музея он собрал в Беларуси богатый этнографический и фольклорный материал, в котором описаны постройки, быт, обычаи, верования, календарные обрядности белорусских крестьян [65].

Наиболее важным источником является один из томов знаменитого этнографа Карского Е. «Беларусы». В нем описывается общественная, социальная, политическая и важнее всего культурная жизнь белорусского народа. Его традиции, обычаи, привычки, и верования. Рассматриваются многие календарные праздники. В 1903 году Карский предпринял этнографическую экспедицию по Беларуси, в ходе которой было собрано немало материала для исследований и по итогам которой был издан первый том главного труда учёного, заслуживший впоследствии название «энциклопедии белорусоведения» [66].

Для дипломной работы был использован один из источников фольклористики и этнографии, труды Романова Евдокима Романовича. «Белорусский сборник. 1-2: Песни, пословицы, загадки» [67]. Данные сборники содержат песни, пословицы, загадки, которые характеризуют духовную культуру белорусского народа. Песни, пословицы и загадки относятся как к календарной обрядности, так и к другим сферам жизни белорусского крестьянства. Евдоким Романов Романович является как российским так и белорусским этнографом и фольклористом. Член Русского географического общества с 1886 года, Московского общества любителей природоведения, антропологии и этнографии, Московского археологического общества, Витебского статистического комитета. Собрал и опубликовал более 10 тысяч фольклорных текстов. Основная часть данного фольклорного массива была опубликована в 1886—1912 годах.  В 1896 году подготовил сводный текст поэмы «Тарас на Парнасе» и написал к нему предисловие на белорусском языке (не опубликовано), издал антологию белорусской поэзии «Тарас на Парнасе и другие белорусские стихотворения».