Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 37

Вся традиционная культура в праздновании весенне-летних праздников у белорусского народа, отражалась, прежде всего, в обрядах, верованиях и атрибутах празднования. Именно традиционные обряды белорусского народа показывают, во что верили, чем жили белорусские крестьяне. Ведь у белорусского народа достаточно богатая самобытная культура.

Многие элементы, которые присутствовали в народных календарных праздниках белорусских крестьян, частично отражаются и в современных весенне-летних празднованиях. В этот период традиции и обряды весенне-летних гуляний у белорусских крестьян таили в себе представления ранних исторических периодов, имели также локальные варианты проведения и названия обрядов, и были широко распространены на территории белорусских земель.

В традиционном весенне-летнем календарном цикле белорусов выделяются обрядовые действия, которые происходили накануне праздников и во время них. Например, в летнем цикле календарной обрядности белорусов, существует некоторые обряды, связанные с водой, однако выполняются они по-разному. Во многих белорусских деревнях крестьяне ходили в баню накануне праздника Иваны Купалы, однако были деревни, которые выполняли данный обряд, со всеми его атрибутами, именно в тот день, когда отмечался праздник Иваны Купалы. Выделяются общие черты праздника летнего календарного цикла у белорусских крестьян в том, что языческий праздник связан с тремя главными атрибутами празднования: водой, огнём и растительным миром.

Осенне-зимний цикл календарной обрядности белорусов, повлиял на дальнейшее развитие традиционной белорусской культуры. Это выразилось  в праздновании, обрядовых атрибутах осенне-зимнего цикла календарной обрядности (Семёнов день, Рождество Богородицы, Воздвижение, Покров Пресвятой Богородицы, Деды; Рождество, Сочельник, Крещение).

Изначально белорусские крестьяне 25 декабря (7 января) праздновали день рождения солнца, что означало начало новой жизни. Уже позже в начале 20 века белорусский народ отмечал в этот же день праздник Рождества. Так же как и в весенне-летнем цикле календарной обрядности белорусов, в осенне-зимнем цикле были элементы, которые присутствовали в праздничных обрядах белорусов в середине 19 – начале 20 века и частично отражались в современных праздниках, оставляя некоторые нынешние характерные черты.

Основными традициями осенне-зимних празднований у белорусских крестьян были: украшение красного угла в праздничные вечера, приготовление праздничной пищи. Крестьяне верили, что украшая красный угол в доме, они почитали память умерших предков.

К каждому традиционному празднованию белорусских крестьян соответствовали определённые атрибуты. Например, празднование Коляд у белорусов проводилось в традиционных праздничных костюмах. Чаще всего встречались костюмы, где преобладал животный мотив: медведи, волки, лисы и козы, обозначающие доброжелательность и приветливость. Однако существовал обряд переодевания человека в иные человеческие образы (молодой юноша переодевался в старого деда или молодая девушка – в неприветливую старую женщину, переодевались также в цыган и музыку).

Таким образом, у белорусов в праздновании весенне-летних и осенне-зимних календарных праздников можно отметить традиционные обряды, которые сопровождались большим количеством праздничных атрибутов. Во время проведения обрядов весенних и летних гуляний у белорусского народа присутствовали атрибуты, без которых не обходились не одни традиционные праздники. Масленица у белорусских крестьян, сопровождалась обрядовой пищей (блины, хлеб, выпечка из теста – фигурки птиц), орудиями для катания (санки, катки), крестьяне мастерили чучело Масленицы. В праздник Пасхи главным атрибутом празднования являлась также обрядовая пища (яйца, творог, Пасха), игры в битки, волочёбные песни. Главным символом Радуницы было приглашение родственников и знакомых на могилу. Традицией всех весенних праздников было посещение церкви или костёла. В летнем календарном цикле отмечался один из главных праздников, Иваны Купалы, главными атрибутами празднования являлся купальский огонь и вода. Главным символом Ильина дня были дождь, молнии, гроза и вода. Атрибутами Спасских праздников у белорусских крестьян была обрядовая пища: мёд, яблоки, хлеб. Во время проведения обрядов осенних и зимних гуляний у белорусского народа присутствовали атрибуты, без которых не обходились не одни традиционные праздники. В осенне-зимнем цикле календарной обрядности белорусов присутствуют такие атрибуты как: поминальный стол, обрядовая пища (Кутья), традиционные праздничные костюмы, маски. Атрибуты вносили яркость, красочность, традиционность в праздничные белорусские обряды, тем самым показывая богатую традиционную культуру белорусского народа.