Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 30

Поминальный стол был главным атрибутом празднования. Еда, которая находилась на «дедовской миске», отдавалась обычно нищим. Они воспринимались как посредники между «этим» и «тем» светом. На второй день утром все члены семьи снова садились за стол и доедали то, что осталось от праздничного ужина, но уже без соответствующих обрядовых действий.

Все поминальные дни у белорусского народа приходились на «пору безвременья» или «особого времени», совпадая с праздничными неделями или непосредственно предшествуя наступлению ключевых точек солнечного года. Можно предположить, что некогда при выборе дня проведения поминальных действий руководствовались не столько днём недели, сколько положением и фазой Луны [18, с. 222 – 224].

Деды — это и обобщённое обозначение усопших родственников, начиная от основателя рода. Последовательность устроения обрядов почитания предков у всех белорусских крестьян достаточно сходна. Праздники носят более или менее совместный характер, сохраняя многие черты родовых общинных действий. Почитание душ умерших — один из древнейших видов религиозной обрядности. Белорусские крестьяне всегда помнили и почитали души умерших людей. Устное народное предание белорусов сохранило немало примеров, когда усопшие помогали своим потомкам. Таковы, например, известные сказки о чудо-коне, достающемся лишь тому из сыновей умершего отца, который соблюдает все его заветы по отправлению поминальной тризны на его могиле; куколке-символе, в которой, очевидно, пребывает дух умершей матери и которую дочка кормит, а та помогает ей справляться с испытаниями и т. д.

Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью белорусских крестьян [24, 56 – 57].

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. В настоящее время следует говорить не об обрядах, а о праздниках, посвященных отдельным моментам сельскохозяйственного года. Только часть из них развивалась на основе традиционных обрядов и впитала отдельные обрядовые действия, утратившие уже прежнее религиозно-магическое значение. Вместе с тем наметились различные формы проведения праздников у белорусского народа, проходящих в семейном быту.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями.

Белорусские крестьяне занимались предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы [27, с. 82 – 84],

Проведение зимних празднований в традиционной культуре белорусских крестьян, характеризуется многочисленными атрибутами, которые сопровождают главные праздники зимы.

В христианской религии 25 декабря (7 января) отмечается один из главных христианских праздников, установленный церковью в память о рождении, Иисуса Христа.

После принятия в 988 году христианства органы церковной власти вели постоянную борьбу со всеми языческими праздниками, в том числе и с Колядами. Местное население постоянно вызывало недовольство своих духовных пастырей, тем, что сохраняли обряды, которые оставляли элементы переодевания и маскирования. Однако, не смотря на все усилия церкви, народные традиции в праздновании Коляд продолжали существовать и развиваться [32, с. 125 – 128].