Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 25

Дожинки или по-другому этот праздник называется, Первая Пречистая, особо почитался у белорусского крестьянства. Пречистая была настоящим праздником урожая, подводила итог труда крестьянина. С особым уважением говорили о новом хлебе – главным атрибутом празднования. На Пречистую в церквях белорусские крестьяне, освящали новый хлеб, разные овощи, фрукты. Осветив в церкви жито, его перемешивали дома с остальным и откладывали до следующего сева, чтобы новое зерно хорошо росло. Встречалось такое поверье: если кого донимает на поле осот, его стебли надо связать в букет, освятить, привезти обратно и на поле посадить — он тогда не будет расти. Если кому удавалось до праздника не только успеть убрать злаки, но и начать запахивать, то тому хлеборобу это должно было принести в будущем больший урожай. Сразу после праздника начинался посев озимых, и хозяин должен был быть подготовлен к этому [47, с. 365 – 366].  

В конце лета белорусские крестьяне отмечали ряд Спасских праздников. Медовый Спас – народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. Белорусские крестьяне начинали собирать мёд и освещать его. Другие название, употреблявшиеся для этого праздника были: Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная», «Маковiя», Маккавей. Начинались Спасы — народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечались три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя. По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб – главные атрибуты празднования. По традиции в этот день совершалось малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословлялось его употребление в пищу — белорусские крестьяне пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. При приготовлении обрядовой пищи, хозяйки исполняли песни (Приложение К). Со Спаса начинались проводы лета. Отцветали розы, отмечался отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня белорусские крестьяне судили о том, каков будет третий Спас [38, с. 266 – 269].

14 августа белорусские крестьяне отмечали день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. День памяти Маккавеев слился с древним обрядом проводов лета и отмечался в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день крестьяне пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком – как главного атрибута празднования. В специальной посуде для растирания мака хозяйки приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. По традиции разрешалось, есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.  С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, и начинал святить принесённый в сотах мёд. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа молодых людей, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали небольшую долю мёла, после чего пели. Мёд, белорусские крестьяне, ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Крестьяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.