Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 36

В некоторых белорусских деревнях в крещенскую ночь исполнялось гадание, атрибутом которого являлся снег. Молодые незамужние девушки собирались вместе и шли «полоть» снег. Девушки одни, выходили за ворота, поворачивались в ту сторону, с которой дул ветер, и бросали ему навстречу снег. По преданию считалось, что если снег падал быстро и шумно, то девушка должна была в наступающем году выйти замуж за молодого и красивого юношу, если же снег падал криво и глухо – то она должна была выйти замуж за старика.  Некоторые девушки «пололи» снег, прислушиваясь к лаю собак: если собака лаяла «толстым» голосом, то быть ей замужем за стариком, если залаяла «тонким», то девушка должна была выйти замуж за молодого [23, с. 72 – 74].

Ещё одно гадание на суженного встречалось в белорусских деревнях. Девушки и юноши ходили слушать под окна чужих домов и затем толковали услышанные ими разговоры, предсказывали себе приятную или скучную жизнь, бранчливого или ласкового мужа. Гадающие толковали разговор не буквально, а по «косвенным» признакам. Например, когда девушка слышала сердитый разговор, это предвещало ей сердитого и бранчливого мужа. Самые храбрые девушки и юноши отправлялись ночью (в полночь) «слушать» под церковными дверями. Если слышали в церкви погребальное пение, это был верный знак смерти. Если слышалось венчальное пение, то у гадающего был шанс выйти замуж или жениться в этом году.

Завершающее крещенское гадание в некоторых белорусских деревнях было связано с живым «атрибутом». Сняв с насеста курицу, чаще петуха, молодые девушки приносили его в комнату, где заранее были приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, серебряные и даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускали на пол и смотрели, какую вещь она клюнет. Если гадал один человек, то выпустив петуха или курицу можно было гадать на разные «мотивы», но если же девушек было много, то курицу или петуха пускали в середину круга, составленного из колец и перстней, принадлежавших всем гадающим. По поверью считалось, чье кольцо, перстень или серьгу клевала птица, та девушка выйдет замуж в течение наступающего года [27, с. 32 – 34].

Другой вариант гадания у белорусских крестьян был следующим: петуха и курицу сажали под квашню или ведро, невестящаяся девушка садилась на квашню, некоторое время сидела спокойно, а потом вскакивала и резко снимала квашню. Если сваты должны были приехать в этом году, то петух с курицей непременно шли в сутки — место у печи, а если не шли или начинали драться, то считалось, что девушке пока рассчитывать не на что. Продолжением гадания у белорусских крестьян, было гадание на жизнь в замужестве. Молодые девушки ставили на пол воду в миске, хлеб, уголь и кольца. Затем выпускали курицу. Если курица или петух пили воду, это значило, что будущий муж будет пить, если хлеб – муж будет при достатке, когда же клевали уголь, считалось, что муж будет беден. Если курица выбирала золотое кольцо, будущий муж должен был быть очень богатым, серебреное – с достатком, медное – считалось, что муж будет ленивым. Иногда курицу кормили «считанным» зерном: перед гаданием кучка зерен пересчитывалась. После того как курица поест зерен, оставшиеся зёрна вновь пересчитывали. Если оказывалось, что остаток парный, то он делился на два, в таком случае считалось, что девушка выйдет замуж [51, с. 36 – 39].

Таким образом, можно отметить, что атрибуты традиционного осенне-зимнего цикла календарной обрядности белорусов играли важную роль в проведении традиционных празднований белорусских крестьян. Во время проведения обрядов осенних и зимних гуляний у белорусского народа присутствовали атрибуты, без которых не обходились не одни традиционные праздники. В осенне-зимнем цикле календарной обрядности белорусов присутствуют такие атрибуты как: поминальный стол, обрядовая пища (Кутья), традиционные праздничные костюмы, маски.

Заключение

Таким образом, проведённое исследование даёт основание сделать следующие выводы: белорусский народ внёс много элементов в традиционную культуру не только своего народа, но и в культуру остальных восточных славян. Это отразилось в обрядах празднования, атрибутике традиционно весенне-летнего и осенне-зимнего цикла календарной обрядности белорусов.