Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 33

Во время приготовления к празднику и во время его проведения белорусские крестьяне использовали традиционную атрибутику. Молодые люди готовились до ритуального обхода деревни: разучивали специальные обрядовые песни, договаривались о том, сколько гуртов пойдёт по деревне, и какая часть улицы закреплялась за каждым гуртом. Символом празднования Коляд были и танцы. Например, один из распространённых народных танцев «Метелица». Суть танца было в том, что три девушки, взявшись за руки, то быстро вертятся кругом, как будто вальсируют, то танцуют медленно, как бы отворачиваясь одна от другой, то несутся вдоль площадки, припевая различные песни [41, с. 46 – 48].

Праздничные блюда являлись главным символом празднования Рождества. Количество еды, которую под вечер ставили на стол, зависела от зажиточности каждой семьи. В связи с тем, что праздничный вечер попадал на последний день поста, его называли бедным или постным. Однако больше применялось название, Большой – из-за своего большого количества еды. В этот вечер на столе у белорусских крестьян могло быть 5-7 или даже 9-12 праздничных блюд. Обязательно готовили блины, квас с грибами, рыбу с маслом, овсяный кисель. Однако самым главным блюдом и символом празднования Рождества, считалась кутья – густая каша. Кутью народ варил из круп, добавляя туда много мёда, мака, сухих груш и мелких яблок. Это было сладкое блюдо, которое заменяло современные торты, и пирожные к чаю. Некоторые люди готовили кутью из риса, при этом настоящая, традиционная кутья у белорусских крестьян готовилась из пшена. Основная праздничная еда дала название и всему вечеру, которого в народе называли кутьёй. Приготовленную кутью, ставили до захода солнца в углу под иконами, при этом под горшок клали сена, а сверху накрывали хлебом. Около первой и основной ритуальной еды сформировалось много праздничных народных традиций. Готовил колядную кашу сначала и до конца кто-то один – сама хозяйка или какая-нибудь другая женщина, например, невестка. Это должно было обеспечить целостность на протяжении всего следующего года [65, с. 8 – 9].

Считалось, что кутья должна быть густой и клейкой, это говорило про то, что в следующем году семья будет жить хорошо, и никто из членов семьи не умрёт. Когда кашу доставали из печи, внимательно вглядывались, куда (в какую сторону) она появилась из горшка. Существовало поверье: когда её вершок будет наклонён к западной стены печи, то год будет хорошим, когда же каша «просилась» вылезти за порог, то считали, что семью ждала беда. Сервировка стола до передколядного вечера отличалась от ритуальных столов всех остальных годовых праздников. Обязательным атрибутом-символом его приготовления было сена. За этим, буднично-прозаичным атрибутом сельского хозяйства стояла красивая древняя легенда.

В ней говорилось о том, что родители Христа, Иосиф и Мария, шли в свой город Вифлеем для переписи населения. Однако места в гостинице им не хватило. Они остановились на ночлег в пещере, в которой пастухи прятались от дождя и в которой ночью держались овцы. В этой пещере в яслях лежало сено, которым кормили животных, чаще всего ночью. С этого времени возник ритуал – застилать праздничный стол во время Коляд сенам, а затем уже скатертью [62, с. 127 – 129].

Перед самым заходом солнца отец или старший сын приносили небольшую охапку сена в дом, расстилали на столе и на скамейке, которая стояла в углу под образами, чтобы поставить на неё горшок с кашей. Сено лежало под скатертью три дня, а затем его отдавали прямо из рук корове, коню или волам. В конце первого праздничного вечера сено становилось атрибутом сельской ворожбы.

Когда на небе появлялась первая звезда, начинался долгожданный ужин, который сопровождался праздничными атрибутами. На середину стола мать ставила горшок с кашей и тарелку с блинами. Блины разрезали крест-накрест. Отец зажигал свечку, читал вслух молитву, затем ставил свечку в красный угол и первым садился за стол. По левую руку от него садилась мужская половина семьи, а по правую – жена и дочери. Мать трижды перекрещивала кашу, советовала всем попробовать её, однако первым пробовал кашу глава семьи. Он черпал ложку каши и  клал её либо на подоконник, либо на порог. В конце праздничного ужина по традиции, остатки каши подбрасывали до потолка, для того, чтобы лён  был высокий в наступающем году [58, с. 123 – 125].