Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 32

Одаривание при колядавании было не просто платой, а своеобразным магическим атрибутом, призванным, как и весь обряд, обеспечить удачу в наступающем году. Колядующие получали особую обрядовую еду, как определённый атрибут коляд. Это было фигурное печенье, изображающее домашних животных, а также пироги и ватрушки. Причём вплоть до 20 века в сознании крестьян сохранился древний магический смысл этого обряда: если хозяйка не подаст, колядующим, то закрома в наступающем году будут пусты. Поэтому все хозяйки старались быть щедрыми, полагая, что их дом будет полной чашей и их закрома будут полны [35, с. 88 – 90].

В колядавании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье. В колядках чаще всего белорусские крестьяне воспевали солнце, грозу, месяц, звучали пожелания обильного урожая и счастливого брака. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляды, из них почти вытиснились языческие символы и стали преобладать христианские.

К атрибутам Рождественских празднований можно отнести и величально-поздравительные песни. В них главное место занимал мотив богатого урожая – это была главная мечта и основная забота крестьянина. В величально-поздравительных песнях восхвалялась и дружная белорусская крестьянская семья. Её глава (хозяин) изображался красивым, мудрым и щедрым. Положительными качествами неизменно наделялась и хозяйка дома [37, с. 56 – 58].

После принятия христианства ритуальные языческие обычаи превратились в весёлую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры – главный атрибут празднования Святок, а юноши и девушки наряжаясь в маски коней, коз, коров, медведей и других животных, ходили по дворам, пели колядки – песни, прославляющие Коляду. Главных колядных персонажей у белорусских крестьян всегда было шесть. Дед – предводитель всей «колядующей компании». Если деда играл молодой юноша, то он обязательно надевал специальную льняную бороду. Дед ввёл за собой Козу – человека в маске козы и в вывернутом наизнанку тулупе. Обязательными персонажами Святок были: Цыган, Музыка, Кабета, Механоша, который нёс мешок с подарками и угощениями, полученными от людей.

2 января белорусские крестьяне отмечали день Игната Богоносца. В этот день в белорусских деревнях служили молебны в честь Игната. Главным атрибутом празднования были иконы. Иконы обносили крестным ходом вокруг деревень, чтобы защитить крестьянское жилище. В этот же день яблоню очищали от инея,  чтобы был новый хороший урожай. Белорусский народ считал, за сколько дней до Рождества появится иней за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для работы на полях [40, с. 286 – 287].

На следующий день белорусские крестьяне отмечали праздник святых Пётра-Палукорма и Прокопа. Это день в народе получил сразу два названия в честь святых – святителя Петра и блажённого Прокопия. Главным атрибутом в этот день являлся амбар, где хранилось зерно, приготовленное для весеннего сева. Чтобы зерно не слежалось, и не утратила силу хорошего прорастания, сверху на него клали крест-накрест переломанную соломину.

Приход Коляд все ждали с большим нетерпением, потому, что до них был строгий шестинедельный Пилиповский пост, при котором нужно было придерживаться многих ограничений в еде и поведении людей: запрещались весёлые и шумные игры детей и молодёжи. Практически во всех колядных песнях – символе празднования Коляд, есть слова, которые отражают усталость человеческой души от многих ограничений во время поста [60, с. 440 – 442].