Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 34

Первый день колядных празднований считался семейным праздником. Те люди, которые по разным причинам оказывались далеко от дома, старались вовремя закончить запланированные или начатые дела, чтобы обязательно вернуться домой до начала праздничного ужина. Колядный ужин был первым в наступающем году, поэтому он в значительной мере моделировал, задавал характер перспективы семейного устройства на весь год. Через выполнение обрядов люди желали оказать хорошее влияние на свою судьбу и на судьбу своей семьи. У белорусских крестьян существовало поверье: если в первый колядный день первой в дом зайдёт в гости женщина, то в этой семье не будет согласия весь следующий год. В этот праздничный день запрещалось делать какую-либо работу, даже расчёсывать волосы [45, с. 76 – 78].

Завершает Святки христианский праздник Крещение, накануне которого отмечался крещенский сочельник – символ последнего дня святочных гуляний. Главными атрибутами празднования Крещения были костры, зажжённые факелы на улицах, площадях и перекрёстках. Крещение – христианский праздник, который отмечается 19 января (6 января). В основе празднования лежит евангельское сказание, о крещении, Иисуса в реке Иордань Иоанном Крестителем.

Символом празднования Крещения стала вода, которая в этот день приобретает первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», великой Агиасмой-Святыней, как называлась она в церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода стояла нерушимой на протяжении года. На следующий день после Крещения все воды снова приобретали свои обычный свойства. Крещенская вода освящала, исцеляла каждого человека, который верил в её силу.

Белорусские крестьяне считали, что от Рождества до Крещения, главным символом праздников являлось гадание. Православная церковь не приветствовала подобные занятия, так как предсказания будущего могли повлиять на дальнейшую жизнь человека. Цель гаданий – узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Но главным атрибутом гадания оставалось зеркало. С ним было связано множество гаданий. Когда именно начинали гадать по зеркалам, отметить трудно – молодые девушки гадали либо поздним вечером, либо поздней ночью. Для такого гадания девушке требовалось несколько атрибутов – зеркало, свечу и полотенце. Зеркало ставили напротив себя, а рядом ставили свечу. Девушка произносила заклинание и смотрела в зеркало. Появление «жениха» предвещало лёгкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это происходило, девушка быстро протирала стекло полотенцем, и юноша «уходил» [51, с. 36 – 39].

Ещё одним атрибутом гаданий белорусских девушек была нить. Для этого гадания использовали три нити – чёрного, белого и красного цвета и три иголки. Нужно было вставить каждую нить в свою иголку и попросить помощника осторожно приколоть их к спине девушки. Девушка не должна была знать, в какой поочерёдности они расположены. Она должна была осторожно вытянуть одну нитку и посмотреть на её цвет. Если нить была красная, это означало что девушка в настоящем году выйдет замуж и родит ребёнка. Если девушке попадалась белая нить, дорога к замужеству ей пока была закрыта. Если девушка вытянула чёрную нить, считалось, что замужество не принесёт ей счастья.

Для гадания белорусские девушки использовали несколько чашек соответствующих числом количеству гадающих. В чашки клали кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, соль, в одну чашку наливали немного воды. С закрытыми глазами, каждый из гадающих, по очереди, выбирал чашку. Предсказания на ближайшее будущее было следующие: кольцо — к свадьбе; монета — к богатству; хлеб — к достатку; сахар — к веселью; лук — к слезам; соль — к несчастью, а чашка с водой — к жизни без особых перемен [42, с. 268 – 270].