Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 17

Сама же вербная неделя в прошлом столетии проходила на белорусских землях торжественно и весело. Особенностью этого праздника было то, что целый день люди при встрече здоровались не пожатием руки, а ветками вербы били встречных, с пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Дети, особенно мальчики, целый день бегали один за другим и бились ветками вербы. Молодёжь имела свои цели и использовала традиционные обряды для знакомства. Девушка, ударивши незнакомого юношу вербой, спрашивала его имя, потому что считали, что такое имя будет у её жениха.

Со многими обрядами и магическими действиями в 19 – н.20 века связано празднование в белорусском народе праздника под названием «Вялiкдзень», который зависел от проведения христианского праздника Пасхи [26, с. 44 – 47].

В последние дни перед праздником шла традиционная подготовка. В пятницу пекли чёрный хлеб и делали макароны, в субботу всю приготовленную пищу складывали в специальный ящик, сплетённый из соломы, чтобы осветить его в церкви или в костёле. В субботу, ближе к вечеру вся семья одевалась в праздничную одежду, взрослые и молодёжь шли на Богослужение, дома оставались только дети и старики. После окончания службы, которая проходила всю ночь и являлась главным атрибутом празднования – каждый хозяин старался, как можно быстрей добраться до дома, обогнать соседей, потому что по народному верованию, это должно было помочь ему раньше, чем другие завершить полевые работы, вырастить лучший урожай. Белорусские крестьяне чаще всего светили такие продукты как: творог, пироги (пасхи), крашенные яйца.

На Пасху за праздничным столом, начиная с хозяева дома, ели по кусочку освещённого яйца – главного символа Пасхи, а затем всю остальную еду. Все члены семьи в первый праздничный день по традиции старались быть дома, кроме детей молодёжи, которые уходили гулять. Они катались на качелях, которые чаще всего мастерили на гумнах [59, с. 218 – 219].

Игры на Пасху были традиционным атрибутом празднования. Самой любимой игрой в этот праздник, как для детей, так и для взрослых были битки. Перед тем как биться яйцами, их проверяли на крепость, постукивая по ним зубами. Выигрывало то яйцо, у кого оно было крепче и поэтому не разбивалось об другие. Другая разновидность этой игры – скатывание яиц с горки по дороге: тут выигрывал тот, чьё яйцо покатится дальше всех. Игра могла продолжаться целый день, собирала много людей, вызывала много смеха и шуток [29, с. 286 – 287].

Особенно радовались этому празднику дети, потому что на Пасху, к  ним обязательно приходили крёстные отцы и приносили подарки: цветные яйца, конфеты, более богатые крёстные отцы приносили что-нибудь из одежды. Не прийти в этот праздничный день в гости до крестников и не принести им подарков считалось в белорусской деревне прошлого века большим позором, поэтому все старались придерживаться этой традиции.

Ещё одним атрибутом празднование Пасхи  были волочёбные песни, в которых прославляли хлебороба, его жену и детей, поэтизировали его нелёгкую работу. Главными лицами в этом кружке были: запевала, музыка, механоша, который носил в мешке собранные подарки. Каждая семья, к которой заходили с поздравлениями, в свою очередь угощала хлебом, салом, яйцами, сырам. Хотя в деревне было хорошо известно материальное положение каждой семьи (у некоторых их них подарки были совсем скромные), тем не менее, юноши не пропускали ни одного дома, начиная свой обход с конца улицы. Они ходили по деревне практически всю ночь, а утром собирались в чьём-нибудь доме и делили общее угощение [28, с. 168 – 170].   

Некоторые историки считают, что в дохристианскую эпоху существовала языческое божество, которое охраняло домашних животных, при этом некоторые называют имя этого божества – Вялес. Его считали защитником и заступником животных, а также торговли, богатства, купцов, дружинников. Более того, некоторые функции Вялеса перешли на христианского святого Юрия. У белорусских крестьян Юрий считался защитником домашних животных и в его честь отмечали праздник Юрья (23 апреля по старому стилю, 6 мая по новому стилю). Чтобы «задобрить» божество белорусские крестьяне пели ему песни (Приложение Г).