Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей (диагностика, лечение и реабилитация): Методическое пособие, страница 23

5. Выявление жалоб больного, (ведущей — головной боли, почти ежедневной постоянной или пароксизмального характера), жалоб со стороны сердечно-сосудистой системы (боль в сердце, сердцебиения, перебои), а также астенических и вегетативных жалоб.

6. Проведение осмотра ребенка с тщательной оценкой кожи: гипергидроз, акроцианоз, «мраморность» кожи, нарушение дермографизма; оценка конституциональных особенностей ребенка.

7. Исследование сердечно-сосудистой системы (различные функциональные кардиопатии, возникшие в результате нарушения нейрогуморальной регуляции — аритмии, экстрасистолии, атриовентрикулярные блокады, некоторые варианты пролапса митрального клапана).

8. Исследование желудочно-кишечного тракта при наличии характерных жалоб — тошнота, рвота, изжога, отрыжка, боли в животе и т. д.

9. При наличии жалоб со стороны мочевыводящей системы обследование включает и осмотр мочевыводящей системы.

Лабораторные и инструментальные исследования:

·  Общий анализ крови и мочи;

·  Биохимические исследования, особенно у детей с повышением артериального давления (холестерин, b-липопротеиды, мочевина, электролиты), по показаниям — количество катехоламинов и ацетилхолина;

·  ЭКГ, ФКГ;

·  Рентгенография черепа и шейного отдела позвоночника;

·  Эхоэнцефалография;

·  Реоэнцефалография и ЭХО-энцефалография;

·  Консультация окулиста, невропатолога, эндокринолога по показаниям;

·  Консультация кардиоревматолога.

Дополнительно:

·  исследование вегетативного тонуса по схеме–опроснику Вейна и кардиоинтервалографии;

·  исследование вегетативной реактивности — кардиоинтервалография;

·  исследование вегетативного обеспечения функции — клиноортостатическая проба;

·  лекарственные пробы (с обзиданом, атропином, калием);

·  велоэргометрия с целью выявления физической работоспособности и реакции сосудистой системы на нагрузку — для решения вопроса о занятиях спортом и физкультурой;

·  эхокардиография — по показаниям.

После установления диагноза ВСД ребенок берется на диспансерный учет у педиатра или в зависимости от причин совместно наблюдается другими специалистами.

Реабилитация

Начальный этап реабилитации желательно проводить в условиях кардиоревматологического стационара при выраженных проявлениях ВСД, при нетяжелых — лечение в домашних условиях.

1. Режим дня — нормализация труда, отдыха, распорядка дня. Ночной сон по длительности должен соответствовать возрасту ребенка. не менее 8–10 часов, кратковременный послеобеденный отдых, лучше сон, в течение 20–30 мин. При приготовлении домашних заданий школьникам необходимы перерывы через 30–45 мин., чередование выполнения уроков с подвижными играми, физическими упражнениями. Пребывание на свежем воздухе не менее 2–3 часов в день, просмотр телепередач не более 1–1,5 час в день.

2. Двигательная нагрузка: гигиеническая гимнастика по утрам, выполняется ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений в суставах, используются занятия на расслабление мышечных групп, дыхательные упражнения. Рекомендуется дозированная ходьба, терренкур, туризм, катание на лыжах, игра в кегли, теннис. катание на коньках, велосипеде, волейбол, плавание. Нагрузки должны выполняться со средней интенсивностью, возрастая лишь за счет увеличения продолжительности занятий. Не желательны (особенно детям с симпатикотонией) силовые виды физкультуры: борьба, штанга, каратэ, упражнения на гимнастических снарядах.

В школе занятия физкультурой не исключаются и проводятся в подготовительной или основной группе без участия в соревнованиях. При гипертонической болезни можно назначать сначала ЛФК, затем занятия в подготовительной группе. При нормализации артериального давления, если нет кризов, ограничивается только интенсивная нагрузка.

3. Лечебное питание: необходимо избегать гиперкалорийных продуктов, не переедать, назначать достаточное количество растительного масла с целью профилактики раннего атеросклероза. При повышении артериального давления — ограничение жидкости и соли, обогащение солями калия и магния (греча, пшено, ячмень, ячменные отруби, овощи и фрукты). Ограничение чая, кофе.