Комплекс вооружения. Метательные установки. Боеприпасы. Система управления огнем, страница 5

Внутренняя баллистика исследует возможности рационального использования энергии порохового заряда во время выстрела, способы регулирования притока газов при горении пороха в канале ствола для решения основной задачи, а именно: сообщить снаряду определенной массы требуемую начальную скорость при условии обеспечения давления пороховых газов, ограничиваемого прочностью стенок ствола и снаряда.

В явлении выстрела выделяют следующие периоды (см. рис. 4:1, а): предварительный —от начала горения порохового заряда до начала движения    снаряда    (0—to); первый, или основной — от начала движения снаряда до конца горения заряда (to—tк);

Второй — после сгорания заряда до вылета снаряда из канала ствола (tкtд);

Рис. 4.1. Изменение давления пороховых газов р и скорости снаряда v в зависимости от времени (а) и пути (б) движения снаряда третий — период последействия — до    окончания   ускоряющего воздействия истекающих   из  ствола   пороховых   газов на   снаряд

(t,    t).

Выстрел начинается с воздействия ударного механизма орудия на гальваноударную втулку, в результате чего инициируется воспламенение порохового заряда. Горение воспламенителя и начало горения  заряда происходит в постоянном объеме,  пока давление не  достигнет значения ро, достаточного для   врезания  ведущего пояска снаряда на полную глубину нарезов (для нарезных стволов) или обжатия ведущего пояска до диаметра канала ствола (для гладких стволов). Этот процесс называется форсированием, а давление р0 —давлением форсирования, которое зависит от типа снаряда, устройства и материала пояска, угла .конуса каморы и находится в диапазоне 10. . .30 МПа. На рис. 4.1, а продолжительность предварительного периода (от момента сгорания воспламенителя) обозначена t0. В начале основного периода горения пороха в увеличивающемся за счет движения снаряда объеме газоприход от горения заряда растет быстрее, чем увеличивается заснарядный объем, в результате чего давление быстро растет, достигая максимума рm. К этому моменту снаряд проходит путь lm(см. рис. 4.1, б), чему соответствует момент времени от начала движения tm. С этого времени, несмотря на продолжающееся горение пороха, давление начинает падать, достигая рк к моменту полного сгорания порохового заряда. Этому моменту tк соответствуют путь снаряда lк и скорость vK.

Во втором периоде пороховые газы, обладающие еще большим запасом энергии, продолжают расширяться и совершать работу, увеличивая скорость снаряда до значения viVВо втором периоде давление падает от значения рк (в конце горения заряда) до рд когда дно снаряда проходит дульный срез ствола.

После вылета снаряда из канала ствола истекающие пороховые газы на некотором расстоянии от дульного среза lд продолжают оказывать воздействие на снаряд, сообщая ему за время tnдополнительный импульс, в результате чего снаряд достигает максимальной скорости v0. Этот период называют третьим, или периодом последействия.

Расчет зависимости изменения давления пороховых газов и скорости снаряда от пути снаряда и от времени его движения по каналу ствола является первой основной задачей внутренней баллистики, называемой также прямой задачей внутренней баллистики.

Движение снаряда в канале ствола происходит под действием силы pCH-S, на дно канала ствола действует сила pm-S,    где S-площадь поперечного сечения канала ствола   (с учетом нарезов м случае нарезного ствола),    рсв и рди — давление на снаряд и дно канала, причем рСН< рДН.

Устройство пушки. Основные элементы танковых пушек имеют много вариантов схемно-конструктивных    решений,    отражающий уровень конструктивного исполнения и удовлетворяющих в каждом конкретном случае заданным требованиям. В данном |)И смотрены широко  применяемые варианты схемно-конструктивных решений, а также устройство элементов современной отечественной танковой пушки Д-81   (рис. 4.2), которой в настоящее     время оснащаются отечественные танки.

Основные технические данные пушки Д-81

Калибр, мм.................... • •................................... •         12о