Комплекс вооружения. Метательные установки. Боеприпасы. Система управления огнем, страница 32

Управляемые ракеты предназначены для поражения сильно-бронированных целей на большой (до 4 000 м) дальности: высокая вероятность попадания в цель определяется возможностью корректировки траектории ракеты во время полета до цели; высокая бронеиробиваемость обеспечивается большим диаметром кумулятивного заряда по сравнению с артиллерийским снарядом, поскольку пуск ТУР осуществляется не из ствола, а с направляющей, размещенной вне броневого корпуса ВГМ. Недостатком ТУР является их сравнительно небольшая скорость, что увеличивает время полета до цели. Небольшие масса и габарит пусковой установки ТУР, а также практическое отсутствие воздействия на носитель при пуске позволяют оснащать ими ВГМ легкой категории по массе.

Танковые управляемые ракеты являются составной частью комплекса, включающего собственно управляемую ракету, пусковую установку с направляющей и аппаратуру управления. Комплекс ТУР, применяемый на БМП-1, предназначен для поражения енльнобронированных целей на дальности 500. ..3 000 м. Наведение ракеты на цель осуществляется передачей команд (сигналов) С пульта управления по проводам.

ТУР (рис. 5.25) состоит из боевой части 1 с взрывателем, ракетной двигательной установки, крыльевого отсека 4, трассера 6, аппаратурного блока 5, размещенного в донной части. Кумулятивный заряд с медной воронкой размещен в пластмассовом корпусе боевой части. В головной части взрывателя установлен пьезогеиератор, вырабатывающий при ударе о преграду электрический импульс, который передается на детонатор в донной части кумулятивного заряда. Боевая часть в сборе стыкуется с корпусом двигательной установки посредством замков.

Двигательная установка состоит из стартового 2 и маршевого 3 |.питателей. Стартовый двигатель снабжен четырьмя соплами, расположенными под углом 15° к продольной оси снаряда. Камера маршевого двигателя выполнена с термозащитной обмазкой, Обеспечивающей возможность работы в течение продолжительного времени полета до цели. Помимо порохового заряда в камере Помещаются замедлитель и фильтр: замедлитель обеспечивает требуемую задержку времени на пуск, а фильтр — очистку и снижение давления пороховых газов, поступающих на рулевую машинку. В донной части камеры маршевого двигателя установлены ни сопла.

Для пуска ракеты электрический импульс подается на воспламенитель  стартового двигателя,  и  под воздействием  реактивной силы, создаваемой пороховыми газами, истекающими через четыре сопла, снаряд движется по направляющей. При страгивании снаряда замыкаются контакты, через которые подается электрический импульс на воспламенитель заряда маршевого двигателя. Истекающие через два сопла пороховые газы создают реактивную силу, обеспечивающую снаряду заданную скорость па всей траектории. Через 0,5.. .0,9 с после подачи электрического сигнала на воспламенитель сгорает замедлитель и часть пороховых газов маршевого двигателя, пройдя через фильтр, поступает в рулевую машинку.

Крыльевой отсек состоит из пластмассового корпуса, четырех складывающихся при транспортировании крыльев с механизмами стопорения и устройства для крепления трассера. После установки направляющей с ракетой в стартовое положение крылья раскрываются и стопорятся в раскрытом положении пружинными стопорами.

Одновременно с подачей импульса на воспламенитель стартового двигателя подается электрический импульс на воспламенитель трассера. Пламя трассера красное, видно на удалении до 3 000 м, что обеспечивает визуальное наблюдение оператора за снарядом на всей траектории прицельной стрельбы. Для исключения ослепления оператора на начальном участке полета в трассере горит пороховой состав, дающий меньшую силу света, чем основной, горение которого начинается на определенном удалении снаряда от точки пуска.