Сопротивление металлов возрастает при увеличении динамической нагрузки и при определенных условиях становится соизмеримым с давлением, создаваемым струей. В этих условиях глубина бронепробития зависит не только от длины струи и соотношения плотностей металлов, но и от скорости струи, а также от прочностных характеристик преграды.
Предельная скорость кумулятивной струи, при которой броне-пробитие прекращается, определяется экспериментально. Так, для стальной преграды с твердостью 125 НВ и кумулятивной облицовки из дюралюминия предельная скорость составляет 3 300 м/с, для преграды из стали, закаленной до твердости 50 HRC, и стальной облицовки предельная скорость составляет 2 200 м/с. Проведенный анализ показывает, что бронепробиваемостью обладает не вся струя, а ее часть, называемая эффективной длиной струи, зависящая от распределения скорости вдоль кумулятивной струи.
Так как вдоль струи существует градиент скорости, то после определенного уровня растяжения струя начинает рваться, превращаясь в поток отдельных элементов. Кроме того, ввиду наличия допуска на симметрию заряда, облицовки, установку детонатора относительно оси заряда, разброса плотности ВВ. кумулятивная струя получает боковые импульсы, вследствие чего она искривляется. Очевидно, по мере роста расстояния от заряда растет расхождение элементов струи в радиальном направлении. Это приводит к тому, что последующие элементы струи не попадают в образованное предыдущими элементами отверстие, либо попадают на боковые стенки этого отверстия, что снижает проникание кумулятивной струи в преграду.
Существенное влияние на устойчивость кумулятивной струи и ее бронепробиваемость оказывает быстрое вращение кумулятивного заряда. Снижение бронепробиваемости под влиянием быстрого вращения является следствием разрушения струи и зависит от двух факторов: диаметра основания кумулятивной выемки, определяемого калибром (чем больше калибр, тем больше снижение бронепробиваемости), и угла раствора конуса (чем он меньше, тем интенсивнее снижается бронепробиваемость).
При определенной скорости кумулятивной струи проявляется влияние прочности струи и преграды, вследствие чего струя «срабатывается» быстрее, чем преграда. На границе проникания давление в струе и преграде одинаково, причем оно максимально на оси и убывает к стенкам канала в преграде. Очевидно, что деформировать тонкую, нагретую до 1 000°С струю, имеющую свободную боковую поверхность, значительно легче, чем массив материала прочной преграды.
При достижении предельной скорости давление на границе струя — преграда недостаточно для того, чтобы разрушить и продвинуть частицы преграды к ее свободной поверхности, вследствие чего процесс проникания прекращается. Чем легче «перетекает» материал преграды из зоны высокого давления к свободной поверхности преграды, тем меньше значение предельной скорости. Так, если преграда выполнена из материала, который плохо «течет» под воздействием давления (например, керамика), то струя будет «срабатываться» быстрее, чем преграда. Это явление используется для повышения стойкости преграды к кумулятивным боеприпасам.
Взрыватели для кумулятивных снарядов. В кумулятивных снарядах применяются пьезоэлектрические взрыватели. В зависимости от места размещения детонирующего узла взрыватели подразделяются на головные и г о л о в о д о н н ы е.
В настоящее время наибольшее распространение получили го-ловодонные взрыватели, у которых пьезогенератор находится в головной, а детонирующий узел — в донной части кумулятивного заряда. Пьезоэлемент преобразует механическую энергию удара о преграду в электрическую. Электрический разряд в искровом промежутке электродетонатора вызывает его взрыв, который через детонатор инициирует срабатывание кумулятивного заряда.
Бронебойно-фугасные снаряды (снаряды с пластическим ВВ). Снаряд имеет сравнительно тонкостенный корпус из высокопластичной легированной стали, снаряженный мощным пластическим взрывчатым веществом с высокой скоростью детонации. В головной части его устанавливается амортизатор, в донную часть ввернут механический взрыватель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.