Комплекс вооружения. Метательные установки. Боеприпасы. Система управления огнем, страница 20

После вылета снаряда из ствола под действием аэродинамической силы секторы ведущего устройства б отделяются от корпуса и разлетаются по нерасчетным траекториям. Под действием набегающего потока воздуха на скошенные края лопастей оперения активной части снаряду сообщается угловая скорость вращения, что осредняет эксцентриситет формы, массы и способствует повышению кучности стрельбы.

Для повышения броне-пробиваемости в корпусе размещают Твердосплавный сердечник из материала с высокими прочностью и плотностью.

На первых этапах разработки оперенных БПС с удлиненными Сердечниками из тяжелых сплавов на основе вольфрама применяюсь    биметаллические    конструкции,    в    которых    сердечник    2 (рис.   5.8)   из   вольфрамового сплава   для   обеспечения прочности, при выстреле помещался в стальном корпусе 3. Очевидным недостатком такого решения является использование в составе активной части снаряда материала (стали), имеющего плотность, существенно меньшую плотности вольфрамового сплава.

При вылете из канала ствола секторы 1 под действием аэродинамических сил разлетаются, а активная часть, стабилизируемая оперением, продолжает движение по расчетной траектории. Оперение снаряда выполнено в меньшем диаметре, чем калибр (подкалиберное), и с большим углом наклона передней кромки, что снижает аэродинамическое сопротивление и, соответственно, падение скорости на внешнем участке траектории.

Дальнейшее повышение бронепробиваемости БПС достигается применением моноблочной (то есть полностью из тяжелого сплава) активной части. Прогресс в технологии производства тяжелых сплавов привел к существенному повышению их прочностных характеристик, что позволило отказаться от стальной оболочки и увеличить удлинение. Такие снаряды разработаны как для нарезных, так и для гладкоствольных пушек.

Для повышения бронепробиваемости БПС необходимо совершенствовать моноблочную конструкцию, увеличивая длину и уменьшая диаметр активной части, повышая характеристики ее материала, увеличивая скорость встречи снаряда с преградой.

Исследование взаимодействия сердечников (стержней) с преградой, в частности с броней, позволяет выявить основные закономерности процесса, что необходимо для целенаправленного совершенствования бронебойных подкалиберных снарядов.

Взаимодействие снаряда с броней. Значительное место в изучении процессов высокоскоростного удара занимает эксперимент. На основе анализа рентгенограмм процесс проникания цилиндрического стержня в преграду по нормали со скоростью 2 000 м/с и выше может быть представлен следующим образом. Металлический стержень в зоне контакта приходит в пластическое состояние, сильно деформируется и начинает «течь», принимая грибообразную форму (рис. 5.9). По мере проникания ножка этого гриба укорачивается


из-за растекания материала стержня. Проникание в преграду и деформирование стержня сопровождаются распространением в них ударных волн. Часть материала преграды в зоне образовавшегося кратера тоже приходит в пластическое состояние.

Экспериментально установлено, что процесс внедрения стержня в преграду на значительном участке носит характер установившегося движения (стационарное проникание). Для длинных стержней этап стационарного проникания является определяющим, давление на дне кратера намного превосходит предел текучести, что позволяет вести исследования на модели установившегося движения несжимаемой жидкости: процесс аппроксимируется прониканием струи несжимаемой жидкости в пространство, заполненное другой несжимаемой жидкостью.

Из гидродинамической теории А. М. Лаврентьева следует, что глубина кратера Н (расстояние от поверхности преграды до точки торможения на контактной поверхности) в момент полного срабатывания длины стержня hoопределяется по зависимости Н= - = А0 ]/"рст/рпр, где рст, рпр — плотность материалов стержня и преграды. В рассматриваемой модели глубина кратера не зависит от начальной скорости.