Комплекс вооружения. Метательные установки. Боеприпасы. Система управления огнем, страница 18

4.  Обеспечение безопасности при стрельбе, длительном хранении и обращении.

Простота конструкции, низкая стоимость и недефицитность используемых материалов для снарядов, взрывчатых веществ и порохов.

5.2.   АРТИЛЛЕРИСКИЕ СНАРЯДЫ ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ НИРОВАННЫХ ЦЕЛЕЙ

Бронебойные снаряды. Современные бронебойные снаряды по принципу воздействия па броню подразделяются на две группы: снаряды ударного действия, поражающий эффект которых определяется кинетической энергией удара; снаряды взрывного действия, поражающий эффект которых обеспечивается энергией взрыва взрывчатого вещества.

Снаряды ударного действия, в свою очередь, делятся на калиберные и подкалиберные. Снаряды взрывного действия делятся на кумулятивные и бронебойно-фугасиые (снаряды со сплющивающимся ВВ).

Бронебойные калиберные снаряды применялись в танках периода II мировой войны, а для современных танков они не разрабатывались.

Бронебойные калиберные снаряды (рис. 5.3) разработанные для нарезных пушек, подразделяются на остроголовые, с бронебойным наконечником и с притуплённой головной частью (тупоголовые).

Остроголовый        с н а р я д    (см. рис. 5.3, а) изготавливается      из    высокопрочной стали и имеет обтекаемую форму   головной   части   корпуса. Пробитие брони осуществляется по схеме прокола с последующим      выбиванием      пробки (рис. 5.4). Недостатками   остроголовых снарядов    является разрушение их головной части, снижение     бронепробиваемости при ударе о броню высокой твердости и рикошетирование при углах встречи более 45° (угол между осью снаряда и нормалью к поверхности преграды).

Рис,   5.3.   Бронебойные  калиберные   ос-троголовый   (а)  и тупоголовый  (<;)   снаряды:

баллистический    наконечник;     2 — корпус; разрывной    заряд;     4 — ведущий    поясок

При ударе снаряда с бронебойным наконечником последний деформирует верхний слой брони и создает условия объемного сжатия головной части снаряда, защищая ее от разрушения.

Рис. 5.4. Пробитие брони по схеме прокола:

/ — пробка; 2— снаряд; 3— броня

С целью исключения рикошета при углах встречи с преградой более 45° разработаны тупоголовые снаряды (см. рис. 5.3, б), При встрече с броней под углом 45.. .60° они не рикошетируют, однако при меньших углах встречи с броней по бронепробиваемости уступают остроголовым. Бронебойные тупоголовые снаряды и снаряды с бронебойными наконечниками снабжаются баллистическими наконечниками, улучшающими аэродинамическую форму снаряда.

Калиберные снаряды, предназначенные для поражения сильнобронированных целей, могут выводить танк из строя и при непробитии брони за счет высокоимпульсного нагружения, сопровождающегося возникновением больших перегрузок на внутреннем оборудовании и местах экипажа. Для повышения заброневого действия внутри корпуса калиберных бронебойных снарядов размещается разрывной заряд 3 — навеска бризантного БВ, взрывающегося после пробития брони. Уровень бронепробиваемости калиберных бронебойных снарядов ограничивается их невысокой скоростью встречи с броней (вследствие их большой массы, которую трудно разогнать в канале ствола, и значительной потери скорости на траектории ввиду большого аэродинамического сопротивления воздуха), а также тем, что воздействие на броню при ударе производится по большой поверхности, определяемой калибром. Повышение бронепробиваемости может быть достигнуто увеличением удельной нагрузки на броню при взаимодействии со снарядом — за счет уменьшения диаметра поражающей части снаряда и увеличения скорости встречи снаряда с броней, достигаемых при уменьшении его диаметра и массы. Эти основные принципы реализованы в бронебойных подкалиберных снарядах (БПС).

Бронебойные подкалиберные снаряды подразделяются на две группы: 1) с неотделяющимися после вылета элементами ведения снаряда в стволе; 2) с отделяющимися на начальном участке траектории полета снаряда элементами ведения.

Снаряды первой группы выполняются с неотделяющимся поддоном (рис. 5.5), диаметр которого равен калибру. Недостаток подобных снарядов — значительная потеря скорости на траектории.