С левой стороны люльки закреплены кронштейн 3 параллелограмма прицела, кронштейн 5 для установки исполнительного цилиндра привода вертикальной наводки и крепление ускорителя 4. Справа и слева выполнены приливы с отверстиями для установки цапф пушки 2. В большинстве зарубежных танковых пушек люлька выполняется в единой конструкции с бронемаской, на которой крепятся цапфенные узлы. Люлька снабжается цапфами — элементами, предназначенными для установки пушки в башне танка с возможностью поворота пушки в плоскости вертикальной наводки.
Ствол в люльке при выстреле перемещается по направляющим в сторону, противоположную движению снаряда. Перемещение ствола называется откатом; ствол вместе с частями, участвующими в откате, называют о т к а т н ы м и ч а с т я м и; возвращение откатных частей после выстрела в исходное положение называется н а к а т о м.
Путь откатных частей от начала отката до остановки называется длиной отката. При откате возникают силы сопротивления движению в противооткатных устройствах и направляющих люльки. Работой этих сил (в основном в противооткатных устройствах) поглощается основная часть энергии, которую откатные части приобретают под действием силы отдачи.
Таким образом, при выстреле на люльку и цапфы передается не вся сила отдачи, а лишь существенно меньшая сила сопротивления откату.
Противооткатные устройства включают в себя тормоз отката, тормоз наката и накатник. Тормоз отката представляет собой цилиндр, наполненный жидкостью и снабженный штоком с поршнем. В цилиндре или поршне выполняются проходы переменного сечения для перетекания жидкости при перемещении поршня внутри цилиндра. Цилиндр, как правило, в танковых пушках соединяют со стволом, увеличивая этим массу откатных частей, а шток с поршнем — с люлькой. Для поглощения избыточной энергии при накате применяют тормоз наката, также построенный по принципу сопротивления пробрызгиванию жидкости через профилированные отверстия. В современных отечественных танковых пушках применяются тормоза отката веретенного и канавочного типов и тормоза наката с модераторным устройством либо иглой.
Тормоз отката канавочного типа пушки Д-81 {рис. 4.11, а) состоит из цилиндра 4, штока 2 с поршнем 5, компенсатора с поршнем 8 и пружиной 9 и уплотнений штока. Тормоз вставляется в расточку 3 казенника и фиксируется болтами. На внутренней поверхности цилиндра выполнены восемь канавок а переменной глубины, через которые пробрызгивается жидкость при откате и накате. Уменьшение силы сопротивления откату на начальном участке для получения неторможенного отката до момента вылета снаряда из канала ствола обеспечивается за счет увеличения площади 1 кольцевого зазора между поршнем тормоза 5 и поверхностью цилиндра, для чего в цилиндре выполнена расточка В. Шток тормоза в зоне поршня пустотелый (полость Л). Хвостовик штока закрепляется в отверстии люльки 1.
При прохождении через канавки жидкость тормоза отката нагревается и расширяется. С целью обеспечения нормальной и стабильной работы тормоза он снабжается компенсатором — устройством для поддержания постоянного объема жидкости в рабочей части тормоза отката независимо от теплового расширения. Компенсатор состоит из стакана 7, поршня 8, пружины 9 и крышки 10. Стакан является резервуаром для жидкости, вытесненной из рабочей полости тормоза при тепловом расширении, и одновременно крышкой, отделяющей рабочую часть цилиндра от полости компенсатора. Для протекания жидкости в стакане выполнено отверстие Ь.
В игле 6 стакана имеются канал с и четыре отверстия d, служащие для протекания жидкости из полости А штока при торможении наката.
В тормозе отката в е р е т е н н о г о типа с модератором (рис. 4.12) шток тормоза 4 полый, на его внутренней поверхности выполнены канавки 3 переменной глубины. В полость штока входит веретено 5 — стержень переменного сечения, прикрепленный к дну 8 цилиндра 1, на другом конце веретена установлен клапан модератора 6.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.