Управление продажами в системе управления предприятием. Управление профессиональной продажей (менеджмент в продажах). Маркетинг в продажах. Специфика управления продажами на рынке B2C. Карьера в продажах, страница 34

6.3. Виды продавцов

Функции продажи товаров могут выполнять следующие субъекты управления продажей в организации:

  • менеджер по продажам (продавец на товарном рынке B2B – это менеджер оперативного уровня управления),
  • менеджер по работе с клиентами (продавец на рынке услуг B2B – это менеджер оперативного уровня управления),
  • менеджер по работе к ключевыми покупателями/ клиентами (управляющий проектами с наиболее привлекательными (группы А), лояльными покупателями/ клиентами на рынке товаров/ услуг B2B – это менеджер оперативного уровня управления),
  • продавец-консультант (продавец на рынке B2С – это менеджер оперативного уровня управления),

Функции контроля за реализацией товаров на рынке могут осуществлять:

  • руководитель отдела продаж – это менеджер среднего уровня управления,
  • бренд-менеджер (функции продажи как таковые бренд-менеджер не осуществляет, но управляет системой продвижения определенной торговой марки на рынок B2B или B2С,  обеспечивая условия для эффективных продаж, курируя продавцов организации по вопросам именно этого бренда; может стимулироваться % от объема продаж бренда),
  • мерчандайзер (функции продажи как таковые бренд-менеджер не осуществляет, но отвечает за целенаправленную  закупку и эффективное продвижение товаров в места продаж на рынке B2С; может стимулироваться % от объема продаж товаров).

6.4. Участие в конкурсном отборе. Резюме. Собеседования

(Приложение 6.4.1).

6.5. Должностные обязанности продавцов. Должностные инструкции.

6.6. Перспективы. Направления профессионального роста



[1] Контрольное задание по продажам – это желаемый уровень продаж для отдельного товара или товарной линии на протяжении определенного промежутка времени [2].

[2] Квота продаж- это доля в совокупном запланированном объёме продаж, приходящаяся на одного торгового агента, территорию или какой-то другой сегмент бизнеса компании [2].

[3] Если задаться целью в течение года увеличить число продаж на 100%, то 70% этого увеличения придётся на существующих клиентов и 30% - на новых [18].

[4] Случайные покупатели в силу определенных причин (например, «ложка – к обеду») потенциально готовы сделать покупку, но не относятся к группе ключевых клиентов. Такими  покупателями нельзя пренебрегать, к ним важно с уважением относиться, как к источнику дохода, позволяющему инвестировать в работу с ключевыми покупателями [53].   

[5] Регистрацияданных сделки - точное фиксирование совершенной продажи [1].

[6] Прогноз продаж (forecastвыявляет возможный оборот и объем продаж  потенциальным покупателям/ клиентам [18]. Основой такого прогноза являются данные: 1) спрос потенциальных покупателей; 2) доля рынка предприятия; 3) объем продаж предприятия за конкретный предшествующий период по отдельным товарам, клиентам, регионам, менеджерам; 4) прогноз доходов и расходов предприятия (по отдельным покупателям, товарам, товарным группам, по рынкам и т.д.) [18]. Прогноз возможных продаж можно делать также на основе АВС-анализа [34]. Прогнозы обычно составляют отдельно для каждого отдельного элемента бизнес-портфеля предприятия (например, СБЕ, сегмента, ниши рынка) [34], а также по всему рынку или предприятию в целом [18]. Рыночный прогноз базируется на информации о компаниях по продвижению конкурирующих товаров, исходя из стратегий маркетинга (стратегии  сегментирования, позиционирования, ценовые, товарные, сбытовые, рекламирования и др.) и с учетом экономических и других условий макросреды рынка [18]. Методы разработки прогнозов[18]: 1) метод описание типичного покупателя/ клиента с помощью количественных признаков (зная средний объем потребления товара или уровень расходов на товар в расчете на одного покупателя, а также количество потенциальных покупателей, можно путем перемножения этих показателей определить общий объем продаж на конкретном рынке); 2) статистический метод (для этого необходимы данные по продажам в динамике, собранные методом панели); 3) метод среднего объема за последние 12 месяцев (MAT- Moving Annual To).