Табл. 3.3.2.1. Факторы ценообразования |
||
Рыночные факторы ценообразования |
||
Эластичность спроса |
Ценовая эластичность спроса(ЦЭ) – показатель чувствительности покупателей к изменениям в ценах с точки зрения объёма товаров, которые они приобретают. Ценовая эластичность спроса основывается на законе спроса: потребители обычно приобретают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. Показатель «ценовая эластичность (ЦЭ)» рассчитывается как отношение изменения величины спроса (%) к изменению цен (%). Если ЦЭ > 1, то спрос потребителей эластичный, если ЦЭ < 1, спрос неэластичный. |
|
Восприятие цены целевыми потреби-телями |
Ценовая стратегия должна разрабатываться с учётом индивидуального восприятия цены целевыми потребителями. К примеру, когда потребитель высоко оценивает символическую ценность товара, может применяться тактика престижных цен. В другом случае, когда цена воспринимается потребителем слишком высокой, можно использовать тактику неокруглённых цен. Повышенная цена может быть установлена на товар принципиальной новизны, продвигаемый к компанией с высокой репутацией к потребителям, обладающим высоким уровнем требований к товару и высокой покупательской способностью. В ситуации, когда для потребителя особенно важно, чтобы цена на товар сохранялась длительное время без изменения, лучше использовать тактику стандартных цен (в этом случае при необходимости прибегают к уменьшению количества товара за прежнюю цену). |
|
Цены конкурентов |
Ценовую политику разрабатывают с учётом автономии цен на рынке (понятия свободной установки цен). Конкуренты могут использовать следующие виды цен: · базисная цена (цена соответствует потребительской ценности товара, качеству), · цена фактически поставленного товара, имеющего особенные свойства (базисная цена скидки или наценки), · цена купли-продажи (с учётом условий поставки: транспортных, страховых, таможенных расходов), · мировая цена, устанавливаемая (1) на сырьё – по уровню цен стран-экспортёров/импортёров, (2) на полуфабрикаты - по уровню цен бирж, аукционов, (3) на готовые изделия – по уровню цен ведущих компаний (при этом уровень цены на товар может быть как минимальным, так и максимальным). |
|
Внутрифирменные факторы ценообразования |
||
Порог безубыточ-ности |
Изменение цены или затрат на единицу продукции может привести к сдвигу порога безубыточности и товар попадет в зону убытков. Порог безубыточности - это объем продаж, при котором достигается покрытие полных затрат. |
|
Валовые издержки |
Цена на товар устанавливается также с учётом валовых издержек предприятия. Общие (или полные) издержки есть сумма постоянных и переменных издержек. Постоянные издержки (или накладные расходы)– это «затраты, величина которых не меняется в зависимости от изменения объёма производства», другими словами «остаются неизменными вне зависимости от объёма производства и выручки от продаж (аренда помещений, отопление, зарплата администрации и др.). Переменные -такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объёма производства или продаж (электроэнергия, транспортные затраты, зарплата персонала и др.). |
|
Уровень качества товара |
Зависимость «качество-цена» - это ценовая концепция, учитывающая мнение потребителей о том, что высокие цены означают высокое качество товара и, наоборот. Уровень качества товара предопределяет конкретную стратегию ценообразования. Иерархия цен или диапазон цен отражает определённый уровень качества товаров. |
|
Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ) |
I этап ЖЦТ: политика снятия сливок (установление высоких цен). Условия: - очень высокая автономия (широкие возможности ценообразования), - хороший имидж, - высокий уровень качества товара, - ограниченность предложения по объёму, II-III этап ЖЦТ: политика проникновения на рынок. Применяется с целях: увеличение доли рынка, захват рынка. Условия: - наличие высокой прибыли (прибыль должна быть даже при снижении цен), - снижение цены не должно влиять на снижение качества, имидж, - снижение издержек при снижении цен (издержки на единицу товара должны снижаться при увеличении объёма товара). III этап ЖЦТ: · Политика рыночных цен. Условия: при отсутствии автономии, альтернативы ценообразования. · Политика имитации лидера. Ценовая политика под девизом «Я тоже» («Me to»). |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.