· для привлечения внимания покупателей к товарам, наиболее рентабельным для торгового предприятия,
· для изменения планов покупателей таким образом, что он покупает данный товар, хотя и не собирался этого делать.
!Часто наиболее ходовые виды товаров заканчиваются на полках первыми, чтобы их место не занимали менее покупаемые, поэтому: 1) в каждом заказе должны учитываться пропорции продаж, 2) поставки должны производиться пропорционально продажам; 3) на полках самое выгодное место нужно выделить тем товара, которые покупатели ожидают найти в данном магазине [18].
Пример
Считается [18], что на российский рынок идеи мерчандайзинга были занесены мультинациональными компаниями, такими как «Кока-кола», «Пепси-кола» и др.. Однако первыми в России мерчандайзинг стали применять не супермаркеты, а такие розничные компании, как «Калинка», «Стокман». Их торговый персонал приходил на работу раньше, чтобы расставить товары «красиво» и привлечь к ним особое внимание покупателей.
Философия мерчандайзинга и её отличие от философии маркетинга. Мерчандайзингторгового предприятия учитывает, в первую очередь, интересы продавца, а также производителей [18], и уже во вторую очередь - потребителя и покупателя. Интересы потребителя, покупателя отстаивает маркетинг, основным принципом которого является «ориентация на потребителя/покупателя» [24]. Однако принципы мерчандайзинга и маркетинга не противоречат, а дополняют друг другу. Они должны стать двумя сторонами одной медали. Для этого мерчандайзинг должен быть полезен не только продавцу, но и покупателю. Полезность мерчандайзинга для покупателя должна проявляться в следующем:
· упрощение процедуры выбора товара в магазине и сокращения времени покупки,
· увеличение информированности за счет предоставления полезной информации о реальных преимуществах товара,
· повышение удовольствия от процесса покупки [18].
4.2. Правила мерчандайзинга
Чтобы сделать товар заметным и привлекательным для покупателя, необходимо обеспечить [18]:
1) наличие товара (эффективный запас);
2) оптимальное расположение товара в магазине (эффективное расположение в зале + эффективная выкладка);
3) привлекательная презентация товара (эффективное представление – даёт результаты только в случае соблюдения первых двух правил).
Успеха добивается тот торговец, который может эффективно и прибыльно работать, придерживаясь одновременно пяти правил мерчандайзинга [42].
Правило 1: торговать нужным товаром.
Правило 2: торговать в нужном месте.
Правило 3: торговать в нужное время.
Правило 4: торговать в нужном количестве.
Правило 5: торговать по нужной цене.
Мерчандайзинг и розничная практика. Мерчандайзинг в розничной практике проходит в своем развитии следующие стадии развития [18].
► Стадия 1 – выкладка продукции согласно планограмме поставщика, которая не всегда учитывает интересы торгового предприятия.
► Стадия 2 – поставщик и розничное предприятие разрабатывает планограмму совместно.
► Стадия 3 – создание индивидуальных стандартов мерчандайзинга для каждой торговой сети. Выкладка может модифицироваться поставщиком в зависимости от покупательской аудитории, размещения продукции конкурентов и других факторов маркетинга торгового предприятия.
► Стадия 4 – категорийный мерчандайзинг, ставящий акцент на управлении продажами всей категорией продукции [18]. Влияние производителей на выкладку товаров в магазине сводится к минимуму. Такой мерчандайзинг осуществляют при помощи консультанта-мерчандайзера или специализированного агентства.
► Стадия 5 – переход категорийного мерчандайзинга в категорийный менеджмент или CMAR (consumer marketing at retail).
4.3. Функции мерчандайзинга
Основными функциями отдела мерчандайзинга являются [18]:
1) сбор маркетинговой информации, необходимой для принятия мерчандайзинговых решений (совместно отделом маркетинга и рекламы);
2) размещение товаров;
3) размещение рекламных материалов (POS-материалов) на месте продажи (по согласованию с отделом маркетинга и рекламы);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.