Методические указания к выполнению курсового проекта и расчётно-графических заданий по дисциплине «Деталям машин», страница 36


9.  ВЫБОР СМАЗКИ ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ

Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактное давление в зацеплении тем большой вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес (табл. 9.1).

По табл. 9.2 выбирают марку масла для смазывания зубчатых и червячных передач.

Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков, каждый из которых обозначает:

·  первый (И) – индустриальное

·  второй – принадлежность к группе по назначению (Г – для гидравлических систем, Т – тяжело нагруженные узлы)

·  третий – принадлежность к группе по эксплутационным свойствам (А – масла без присадок, С – масло антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками, Д – масло антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками)

·  четвертый (число) – класс кинематической вязкости.

 Из пластичных смазочных материалов наиболее часто применяют ЦИАТИМ – 201

Таблица 9.1

Вязкость масла

Контактные напряжения , МПа

Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2, при окружной скорости, м/с

до 2

2…5

св. 5

Для зубчатых передач при 40° С

До 600

34

28

22

600…1000

60

50

40

1000…1200

70

60

50

Для червячных передач при 100° С

До 200

25

20

15

200…250

32

25

18

250…300

40

30

23

Таблица 9.2

Марка масла

Марка масла

Кинематическая вязкость, мм2,

Для зубчатых передач при 40° С

И-Л-А-22

19...25

И-Г-А-32

29...35

И-Г-А-46

41...51

И-Г-А-68

61...75

Для червячных передач при 100° С

И-Г-С-220

14

И-Т-С-320

20

Авиационное МС-20

20,5

Цилиндровое 52

52