9. ВЫБОР СМАЗКИ ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ
Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактное давление в зацеплении тем большой вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес (табл. 9.1).
По табл. 9.2 выбирают марку масла для смазывания зубчатых и червячных передач.
Обозначение индустриальных масел состоит из четырех знаков, каждый из которых обозначает:
· первый (И) – индустриальное
· второй – принадлежность к группе по назначению (Г – для гидравлических систем, Т – тяжело нагруженные узлы)
· третий – принадлежность к группе по эксплутационным свойствам (А – масла без присадок, С – масло антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками, Д – масло антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками)
· четвертый (число) – класс кинематической вязкости.
Из пластичных смазочных материалов наиболее часто применяют ЦИАТИМ – 201
Таблица 9.1
Вязкость масла
Контактные напряжения , МПа |
Рекомендуемая кинематическая вязкость, мм2/с, при окружной скорости, м/с |
||
до 2 |
2…5 |
св. 5 |
|
Для зубчатых передач при 40° С |
|||
До 600 |
34 |
28 |
22 |
600…1000 |
60 |
50 |
40 |
1000…1200 |
70 |
60 |
50 |
Для червячных передач при 100° С |
|||
До 200 |
25 |
20 |
15 |
200…250 |
32 |
25 |
18 |
250…300 |
40 |
30 |
23 |
Таблица 9.2
Марка масла
Марка масла |
Кинематическая вязкость, мм2/с, |
Для зубчатых передач при 40° С |
|
И-Л-А-22 |
19...25 |
И-Г-А-32 |
29...35 |
И-Г-А-46 |
41...51 |
И-Г-А-68 |
61...75 |
Для червячных передач при 100° С |
|
И-Г-С-220 |
14 |
И-Т-С-320 |
20 |
Авиационное МС-20 |
20,5 |
Цилиндровое 52 |
52 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.