Методические указания к выполнению курсового проекта и расчётно-графических заданий по дисциплине «Деталям машин», страница 13

Для рассчитываемой передачи:

-  Установить механические свойства материала ,, для выбранных (или заданных) материалов червяка и червячного колеса и термообработку червяка;

-  Определить допускаемые напряжения;

-  Определить межосевое расстояние и основные параметры червячной передачи;

-  Определить силы , действующие в зацеплении и показать их на схеме привода в аксонометрии.

4.6.  Проверочные расчеты червячной передачи.

Исходные данные для расчета:

1)  Схема передачи;

2)  Основные параметры передачи:

3)  Режим работы;

4)  Степень точности передачи;

5)  Материалы червяка и червячного колеса.

Расчет:

1)  На контактную выносливость рабочих поверхностей зубьев червячного колеса;

2)  На выносливость зубьев по изгибу;

3)  На нагрев;

4)  Вычертить схему передачи в двух проекциях с соблюдением масштаба.

4.7.  Материалы червячных колес и червяков.

Червяки . Для изготовления червяков применяют углеродистые и легированные стали (Сталь 45, Сталь 50, 15Х, 20Х – цементуемые, 40Х, 40ХН, 35ХМ – подвергаемые закалке или разрушению). Выбор марки стали зависит от назначаемой термической обработке червяка и его габаритных размеров. Эвольвентные червяки обычно изготавливают с твердыми (HRC 45) цементированными или закаленными  по поверхности шлифованными и полированными витками. Высокая твердость и гладкость рабочих поверхностей  витков обеспечивает наибольшую стойкость зубьев червячных колес в отношении износа и усталостного выкрошивания.

Архимедовы и конволютные червяки , рабочие поверхности витков которых обычно не шлифуют, изготавливают из относительно мягких (HB350) сталей, подвергнутых термическому улучшению. Такие червяки из-за повышенных потерь на трение и пониженной несущей способности передачи не рекомендуется применять при мощности передачи свыше 0,75…1 кВт.

Червячные колеса. Материалы, применяемые для червячных колес (см. табл. 4.4.) по убыванию их антизащитных и антифрикционных  свойств можно свести в следующие три группы:

Группа I . Бронзы высокооловянистые (10…12%Sn) c присадками фосфора и никеля, бронзы малооловянистые (3..6% Sn), с присадками свинца и цинка, бронзы сурьмяноникелевые. Отличительная черта этой группы  материалов – невысокая прочность (300). Применяют при скорости >5 м/с.

Группа II . Бронзы безоловянистые и латуни используются как заменители оловянистой бронзы при   от 3 до 5 м/с. При >5 м/с применение безоловянистых бронз и латуни становиться неэффективным из-за необходимости значительного снижения допускаемых контактных напряжений  с целью предупреждения ускоренного износа зубьев червячного колеса. Механическая прочность безоловянистых бронз и латуней значительно выше, чем у оловянистых бронз (). С повышением механической прочности антифрикционные свойства материалов этой группы ухудшаются