Цена открытия (open) - цена первой сделки данного периода (например, первой сделки дня). При анализе дневных данных цена открытия особенно значима, так как она отражает единодушное мнение всех участников рынка к утру.
Максимум (high) – наибольшая цена бумаги за данный период. Это уровень, при котором продавцов (медведей) было больше, чем покупателей (быков), т.е. желающие продать по более высокой цене есть всегда, но максимум – это наивысшая цена, на которую согласны покупатели.
Минимум (low) – наименьшая цена бумаги за данный период. Это уровень, при котором покупателей было больше, чем продавцов, т.е. желающие купить по более низкой цене есть всегда, но минимум – это наименьшая цена, на которую согласны продавцы.
Цена закрытия (close) – последняя цена бумаги за данный период. Благодаря ее широкой информационной доступности, цену закрытия чаще прочих используют при анализе. Большинство аналитиков считают важным соотношение между ценой открытия (первой ценой) и закрытия (последней ценой).
Цена спроса (покупателя) (bid) – цена, которую маркет-мейкер готов заплатить за ценную бумагу (т.е. цена, по которой можно купить).
Цена предложения (продавца) (ask) – цена, по которой маркет-мейкер готов продать ценную бумагу (т.е. цена, по которой можно продать).
3.1 Основные принципы технического анализа
Технический анализ базируется на трех принципах: а) принципе отражения; б) принципе тренда; в) принципе повторяемости.
Принцип отражения ("рынок учитывает всё" [47]) заключается в том, что все происходящие события (экономические, политические, социальные и даже технологические) получают свое отражение в ценах. Поэтому изучение графика цены – обязательное условие для прогнозирования. Сами по себе графики не оказывают на рынок ни малейшего влияния, они лишь отражают психологическую тенденцию на повышение или понижение, которая в данный момент овладевает рынком. Некоторые специалисты, использующие технический анализ, живут в реальном мире и четко представляют, что рост и спад цен вызываются определенными фундаментальными причинами [49]. В то же время они считают, что знать эти причины необязательно, так как все то, что каким-либо образом влияет на рыночную цену, непременно на этой самой цене отразится. Аналитики и трейдеры стараются с помощью различных инструментов изучить графики движения рынка, предполагая, что в них уже заложены все "физические" факторы.
Принцип тренда("движение цен подчинено тенденциям" [49]) утверждает, что изменения цен происходят в соответствии с определенным направлением (трендом). Тренд, он же тенденция (от лат. tendentia - направленность) – это однонаправленное движение цены, действующее в течение определенного непрерывного периода времени [47]. Дадим более общее, на наш взгляд, определение тренда, используемое не только для анализа рынка, но и технических систем. Под трендом понимается преобладающее направление изменения сигнала на участке реализации. Главной задачей технического анализа является определение именно трендов (т.е. их характеристик от момента возникновения до самого конца) для использования в торговле. Из принципа тренда (тенденции) следует, что "действующая тенденция, по всей вероятности, будет развиваться далее, а не обращаться в собственную противоположность ... . Действующая тенденция будет развиваться до тех пор, пока не начнется движение в обратном направлении." [49]
Существует три типа трендов (рисунок 3.1): бычий (bullish) – движение цен вверх; медвежий (bearish) - движение цен вниз; боковой (sideways, trading range) - цена практически не изменяется. Конечно, все три типа встречаются не в чистом виде, поскольку движение "по прямой" на ценовом рынке можно встретить очень редко. Для большей ясности бычий тренд (рисунок 3.2 а) можно определить как тренд, при котором движение цен вверх преобладает. При медвежьем тренде (рисунок 3.2 b) доминирующими будут движения вниз. При боковом тренде (рисунок 3.2 c) колебания цены по сравнению с предыдущими движениями вверх или вниз весьма незначительны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.