Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 37

- за исполнением законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, органами военного управления, общественными, политическими организациями, должностными лицами,

- за законностью издаваемых этими органами, организациями, должностными лицами правовых актов. 

Прокуратура обладает полномочиями:

- выявлять нарушения законности в управлении,

- предпринимать меры, направленные на устранение причин и условий таких нарушений,

- восстанавливать нарушенные права,

- привлекать к ответственности виновных лиц.

Прокуратура вправе:

- посещать объекты надзора,

- истребовать для проверки необходимые документы и информацию, статистические данные,

- требовать от руководителей издаваемые ими акты,

- проводить проверки и ревизии на подконтрольных предприятиях, учреждениях, организациях,

- принимать меры по жалобам и заявлениям граждан на действия или решения должностных лиц.

Прокурор при проведении проверки имеет право:

- возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении,

- направлять в суд обращения о защите прав и законных интересов граждан, общества, государства,

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений закона,

- проверять законность административного задержания граждан, освобождать своим постановлением незаконно задержанных милицией.

Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов, в которых она осуществляет контрольные функции. Но указания и требования прокурора по устранению выявленных недостатков обязательны к исполнению, а за их неисполнение виновное лицо может быть привлечено к ответственности.

По итогам проверок работники прокуратуры пишут справки, где анализируются причины выявленных нарушений и вносятся предложения по их устранению.        Справки направляются в  подконтрольные объекты и их вышестоящие органы для устранения выявленных нарушений и принятия соответствующих мер воздействия к виновным лицам.

При проверке правовых актов, которые издают поднадзорные объекты, а также действий должностных лиц, которые порождают юридические последствия, работники прокуратуры выясняют, не нарушены ли права и законные интересы физических и юридических лиц, соответствуют ли проверяемые акты действующему в стране законодательству.

Работники прокуратуры принимают участие в заседаниях органов представительной  (законодательной) и исполнительной власти, где имеется возможность давать юридические советы при рассмотрении и принятии правовых актов.

Работники прокуратуры получают из подконтрольных объектов справки, отчеты, сводные ведомости и т.п. за определенные периоды времени, на основе чего они анализируют обстановку на объекте, сравнивают показатели работы за разные периоды, выявляют «слабые» места в их работе и т.п., на что вправе указать руководителям данных объектов.

Работники прокуратуры анализируют сведения о нарушении законности, поступающие в прокуратуру,  изучают сообщения СМИ, обобщают принятые меры по предупреждению противоправных действий со стороны физических и юридических лиц.

Предусмотрены такие формы реагирования прокуратуры на нарушения законности:

1.    Внесение протеста на противоречащий закону акт органу  или должностному лицу, издавшего акт, либо в суд. В протесте излагается требование:

а) об отмене всего акта или его части, б) о приведении акта в соответствие с законом.

Протест, вынесенный прокурором:

- не приостанавливает действие опротестованного акта,

- постановления о наложении административного взыскания может быть приостановлено от его исполнения.

Внесенный протест должен быть рассмотрен не позднее 10 дней с момента поступления в подконтрольный объект. Ответ на протест прокурора дается в письменной форме.

В протесте прокурора должно быть указано:

- должность и классный чин прокурора, дата принесения протеста,

- кем и когда издан опротестованный акт, его наименование,