- за исполнением законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами, контрольными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, органами военного управления, общественными, политическими организациями, должностными лицами,
- за законностью издаваемых этими органами, организациями, должностными лицами правовых актов.
Прокуратура обладает полномочиями:
- выявлять нарушения законности в управлении,
- предпринимать меры, направленные на устранение причин и условий таких нарушений,
- восстанавливать нарушенные права,
- привлекать к ответственности виновных лиц.
Прокуратура вправе:
- посещать объекты надзора,
- истребовать для проверки необходимые документы и информацию, статистические данные,
- требовать от руководителей издаваемые ими акты,
- проводить проверки и ревизии на подконтрольных предприятиях, учреждениях, организациях,
- принимать меры по жалобам и заявлениям граждан на действия или решения должностных лиц.
Прокурор при проведении проверки имеет право:
- возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении,
- направлять в суд обращения о защите прав и законных интересов граждан, общества, государства,
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений закона,
- проверять законность административного задержания граждан, освобождать своим постановлением незаконно задержанных милицией.
Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов, в которых она осуществляет контрольные функции. Но указания и требования прокурора по устранению выявленных недостатков обязательны к исполнению, а за их неисполнение виновное лицо может быть привлечено к ответственности.
По итогам проверок работники прокуратуры пишут справки, где анализируются причины выявленных нарушений и вносятся предложения по их устранению. Справки направляются в подконтрольные объекты и их вышестоящие органы для устранения выявленных нарушений и принятия соответствующих мер воздействия к виновным лицам.
При проверке правовых актов, которые издают поднадзорные объекты, а также действий должностных лиц, которые порождают юридические последствия, работники прокуратуры выясняют, не нарушены ли права и законные интересы физических и юридических лиц, соответствуют ли проверяемые акты действующему в стране законодательству.
Работники прокуратуры принимают участие в заседаниях органов представительной (законодательной) и исполнительной власти, где имеется возможность давать юридические советы при рассмотрении и принятии правовых актов.
Работники прокуратуры получают из подконтрольных объектов справки, отчеты, сводные ведомости и т.п. за определенные периоды времени, на основе чего они анализируют обстановку на объекте, сравнивают показатели работы за разные периоды, выявляют «слабые» места в их работе и т.п., на что вправе указать руководителям данных объектов.
Работники прокуратуры анализируют сведения о нарушении законности, поступающие в прокуратуру, изучают сообщения СМИ, обобщают принятые меры по предупреждению противоправных действий со стороны физических и юридических лиц.
Предусмотрены такие формы реагирования прокуратуры на нарушения законности:
1. Внесение протеста на противоречащий закону акт органу или должностному лицу, издавшего акт, либо в суд. В протесте излагается требование:
а) об отмене всего акта или его части, б) о приведении акта в соответствие с законом.
Протест, вынесенный прокурором:
- не приостанавливает действие опротестованного акта,
- постановления о наложении административного взыскания может быть приостановлено от его исполнения.
Внесенный протест должен быть рассмотрен не позднее 10 дней с момента поступления в подконтрольный объект. Ответ на протест прокурора дается в письменной форме.
В протесте прокурора должно быть указано:
- должность и классный чин прокурора, дата принесения протеста,
- кем и когда издан опротестованный акт, его наименование,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.