Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 13

По предложению Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти создаются, реорганизуются и ликвидируются  Президентом РФ.

Президент РФ руководит деятельностью следующих органов:

- Министерство обороны РФ,

- Министерство внутренних дел (МВД РФ),

- Министерство юстиции РФ,

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

- Министерство иностранных дел РФ,

- Федеральная служба безопасности РФ,

- Служба внешней разведки РФ,

- Федеральная служба железнодорожных войск РФ,

- Федеральная служба налоговой полиции РФ,

- Федеральная пограничная служба РФ,

- Федеральная служба охраны РФ,

- Федеральная служба специального строительства РФ,

- Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и др.

Президент РФ назначает на должность и освобождает от нее руководителей этих органов, утверждает положения о них.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ  И ОРГАНЫ                                                                                            ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти функционируют под руководством федеральных органов исполнительной власти и во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Территориальные органы решают задачи:

-   регулирование социально-экономического развития субъектов РФ,

-   информирование органов федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ,

-   координирование взаимоотношения соответствующих министерств и ведомств РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Территориальные органы могут действовать на территории:

-   одного субъекта РФ,

-   в рамках одного муниципального образования,

-   нескольких субъектов РФ – например, в пределах военного, пограничного, таможенного округа.

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Конституции РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу  свои полномочия.

В систему органов исполнительной власти субъекта РФ входят:

- высший исполнительный орган субъекта РФ во главе с руководителем,

- исполнительные органы государственной власти специальной компетенции,

- территориальные органы государственной исполнительной власти общей и специальной компетенции.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов исполнительной власти субъектов РФ» высший исполнительный орган субъекта РФ осуществляет функции:

-   обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью,

-   разработка проекта бюджета субъекта РФ,

-   формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ,

-   приведение в соответствие с российским законодательством правовых актов, издаваемых органами  местного самоуправления, выборного или иного должностного лица,

-   судебная защита нарушенных прав граждан, общества,

-   управление и распоряжение собственностью субъекта РФ и переданной ему в правление федеральной собственностью,

-    разграничение предметов ведения и полномочий с федеральными органами исполнительной власти, и др.

Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок до 5 лет, не более двух сроков подряд проживающими в субъекте РФ российскими гражданами. Это лицо:

-   подписывает и издает специальные законодательные акты, издает указы (постановления) и распоряжения,

-   формирует высший исполнительный орган исполнительной власти субъекта РФ,

-   пользуется правом участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ, и др.

Если Президент РФ принимает решение об отрешении руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ от должности, это означает, что отставку получает и возглавляемый им высший орган исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Данное решение Президента может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня опубликования соответствующего указа, а суд должен принять решение по жалобе в течение 10 дней со дня ее подачи.