Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 10

- межтерриториальные исполнительные органы специального назначения (функционируют в функционально-территориальных округах, зонах и т.п.).

По характеру компетенции имеются:

-   органы общей компетенции – на подведомственной им территории  исполняют общие административные функции, руководят большинством отраслей и областей управления ( речь идет о правительствах, администрациях и т.д.),

-   органы отраслевой компетенции руководят подведомственными отраслями (например, Министерство энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство культуры РФ),

-   органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для нескольких отраслей и областей управления (например, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ),

-   органы внутриотраслевой компетенции функционируют в границах отдельных отраслей (например, межрегиональные территориальные управления и территориальные управления воздушного транспорта Министерства транспорта РФ).

Организационно-правовые формы органов исполнительной власти подразделяются на:

- правительства,

- кабинеты министров, имеющие статус правительства,

- министерства,

- комитеты,

- комиссии,

- службы,

- агентства,

- надзоры,

- администрации,

- главные управления,

- инспекции,

- департаменты,

- мэрии и др.

По способу разрешения вопросов органы исполнительной власти делятся на:

-   коллегиальные (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, государственные комитеты и др.),

-   единоначальные (министерства, комиссии, службы, агентства и др.), в которых руководитель имеет решающую власть по всем вопросам,

-   сочетающие принципы единоначалия и коллегиальности при решении внутриведомственных вопросов (в министерствах действуют комиссии, в состав которых входят:  министр, другие руководители, специалисты, ученые, представители органов исполнительной власти).

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В

ОБЛАСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Президент Российской Федерации – единоличный глава государства, который в сфере исполнительной власти:

- назначает Председателя Правительства РФ,

- имеет право дать отставку Правительству РФ,

- на заседаниях Правительства РФ и его Президиума вправе председательствовать,

- по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров,

- использует согласительные процедуры при рассмотрении споров между органами исполнительной власти РФ и а) органами государственной власти РФ, б) органами государственной власти субъектов РФ, или между органами государственной власти субъектов РФ.

Если постановления Правительства РФ или акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным договорам с участием РФ, если эти акты нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент РФ имеет право приостановить действие этих нормативных актов до рассмотрения и принятия решения соответствующим судом.

Президент РФ руководит такими федеральными органами исполнительной власти, как министерства обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; он же назначает их руководителей, утверждает представленные Правительством РФ положения о данных органах, осуществляет полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ и Председателя Совета Безопасности РФ.

Президент РФ не возглавляет исполнительную власть, но оказывает на нее влияние. Он является Председателем Государственного совета – совещательного органа, который помогает главе государства реализовывать его полномочия. Президент РФ решает, кто может быть включен в состав Госсовета (например, руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).