Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 19

В отношении государственных унитарных предприятий и учреждений, являющихся собственностью государства, государственные органы уполномочены:

- создавать предприятия,

- определять предмет и цель их деятельности,

- утверждать устав,

- назначать на должность и освобождать от нее руководителя, создавать органы  управления предприятиями,

- размещать государственные заказы,

- реорганизовывать государственные предприятия или ликвидировать их.

В зависимости от правового режима имущества государственные предприятия делятся на виды:

-   основанные на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия, их уставы утверждаются государственным органом),

-   основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия - образуются по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности, уставы утверждаются Правительством РФ).

Казенные заводы, фабрики и хозяйства  самостоятельны менее обычных государственных предприятий: у них может быть изъято имущество, неиспользуемое или используемое не по назначению. На них вышестоящие органы управления воздействуют больше, чем  на унитарные предприятия. Они обязаны использовать федеральные средства по целевому назначению, за что руководитель несет персональную ответственность. Они обязаны отчитываться по установленной форме. Виды деятельности и порядок распределения прибыли, цены и тарифы на услуги определяются Правительством РФ. Руководство осуществляет директор, назначаемый Правительством.

Роль государства по отношению к негосударственному предприятию ограничена. Оно не занимается их учреждением, организацией управления, определением рода деятельности и т.п. Управление осуществляется учредителями (собственниками) или органами, уполномоченными ими. Учредительный документ (устав)  утверждается учредителем.

Все предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации.

ЗАДАНИЕ:Чем унитарные учреждения отличаются от казенных?

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ

СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях»  общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, сформированное гражданами для реализации целей, которые указаны в уставе объединения.

Граждане вправе создавать объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Создание общественного объединения состоит из этапов:

1.  Принятие решения гражданами (количество не менее трех человек) о создании объединения.

2.  Разработка проекта устава.

3.  Государственная регистрация устава.

Органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть  учредителями, членами и участниками  таких объединений, вмешиваться в их деятельность.

Общественные объединения имеют такие виды:

-   политические партии,

-   профессиональные союзы,

-   научные, технические и другие добровольные общества,

-   творческие союзы,

-   молодежные, женские, ветеранские организации,

-   массовые движения,

-   землячества,

-   организации инвалидов,

-   ассоциации.

Организационно-правовые формы общественных объединений – это:

- общественные организации, основанные на совместной деятельности для защиты общих интересов граждан; членами могут быть и физические, и юридические лица; высший руководящий орган организации – съезд, конференция или общее собрание;

- общественный фонд – это объединение, не имеющее членства, созданное для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений; имущество используется на общественно полезные цели,

- общественное движение состоит из участников, не имеющих членства, образовано для достижения социальных, политических и иных целей, имеет постоянно действующий выборный руководящий  коллегиальный орган, который подчиняется высшему руководящему органу – съезду, конференции или общему собранию;