Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 2

-   нормы, определяющие административно-правовой статус физических лиц,

-   нормы, регулирующие правовой статус органов исполнительной власти и иных субъектов управления,

-   нормы, устанавливающие правовой статус государственных служащих и регулирующих их службу,

-   нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность.

Особенная часть состоит из административно-правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в отдельных отраслях государственного управления.  Она включает в себя:

- управление экономикой - финансами и кредитом, промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов,

- управление социально-культурной сферой  - наукой, образованием, культурой, сферой труда и социального развития,

- управление административно-политической областью   - обороной, безопасностью, внутренними делами, юстицией, иностранными делами.

Нормы административного права сгруппированы еще и по правовым институтам: институты государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях, административной ответственности и др.

Они включают в себя нормы и Общей части, и Особенной.

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Принципы административного права – это идеи, требования, выражающие сущность административного права. К ним относятся:

- принцип демократизма нормотворчества и реализации права – т.е. участие населения  и общественных объединений в формировании норм административного права  путем участия в избирательных компаниях и референдумах и через избранные ими органы власти;

- принцип равенства граждан перед законом и субъектами правоприменительной деятельности  независимо от национальности, расы, языка, происхождения, места жительства, пола, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

- принцип взаимной ответственности государства и личности подразумевает, что не только личность должна нести ответственность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за ненадлежащее исполнение обязанностей перед личностью,

- принцип федерализма – это разделение компетенции федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации в установлении совместного ведения,

- принцип гуманизма – это признание приоритета ценности человека, его прав и свобод в общественных отношениях,

- принцип законности – это строгое соблюдение требований  законодательства субъектами правотворческой и правоприменительной деятельности,

- принцип справедливости – это обеспечение соответствия между поведением субъекта и его юридическими последствиями.

ЗАДАНИЕ: Перечислите принципы административного права.

ПОНЯТИЕ, СТРУТУРА И ВИДЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Административно-правовые нормы – это нормы права, регулирующие отношения в области государственного управления, и отношения, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права:

- устанавливают  границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников отношений в сфере управления,

- определяют правовой статус органов исполнительной власти, регулируют ее деятельность,

- регламентируют формы и методы осуществления  исполнительной власти,

- определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Структура административно-правовых норм – это:

а) гипотеза, т.е. часть административно-правовой системы,  содержащая указание на те общественные отношения, на которые она воздействует, и которые порождают конкретные правовые отношения, б) диспозиция, т.е. правило поведения, предписанное нормой (излагается обычно как права, полномочия, дозволения или предписания, обязанности, запреты или ограничения), в) санкция содержит указание на меры административного воздействия, которые применяются к правонарушителю.

Административно-правовые нормы классифицируются на виды: