Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 27

- государственные органы, предприятия и учреждения,

- государственные служащие,

- служащие общественных и других негосударственных предприятий и учреждений,

- общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения.

Правовая база административного производства – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), в котором содержатся нормы права, которые:

а) закрепляют задачи административного производства, б) содержат порядок оформления данных дел, место, сроки их рассмотрения, в) уточняют порядок обжалования и опротестования, г) объясняют, как исполняются постановления, и др.

К задачам административного производства относятся:

- тщательное, всестороннее, объективное и оперативное выяснение обстоятельств конкретного дела,

- разрешение его,

- обеспечение  исполнения вынесенного постановления,

- выявление причин и условий, которые способствовали совершению административного правонарушение, меры по устранению этих причин,

- предупреждение повторных правонарушений.

Лицо, к которому применяется административное наказание, имеет право на защиту, на возможность доказать свою невиновность или указать обстоятельства, смягчающие ответственность. Для этого на всех стадиях производства лицо вправе:

- знакомиться с предъявленным обвинением и материалами дела,

- обращаться с ходатайствами, отводами,

- давать объяснения либо отказываться от них, 

- приводить доказательства,

- обжаловать постановление,

- добиваться возмещения причиненного ущерба.

Административный процесс:

- ведется в интересах и от имени государства и только органами и должностными лицами, которые уполномочены на то государством,

- ведется публично и гласно, кроме дел, содержащих государственную, военную, коммерческую тайну, а также в случаях, когда требуется обеспечение безопасности участников производства, членов их семей, а также если могут быть затронуты честь и достоинство этих лиц,

- ведется на основе состязательности сторон, т.е. потерпевший, виновный в совершении правонарушения, их представители, адвокат, прокурор, другие участники рассмотрения дела наделены равными процессуальными правами,

- ведется на государственном языке Российской Федерации или ее субъекта, но лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе выступать на родном языке, пользоваться услугами переводчика.

Для объективного разрешения вопроса необходимо выяснить:

- имело ли место административное правонарушение,

- действительно ли его совершило лицо, привлекаемое к административной ответственности,

- виновно ли данное лицо,

- обстоятельства, которые смягчают или отягчают его ответственность,

- каков характер и размер причиненного правонарушением ущерба,

- обстоятельства, которые могут исключить административное производство,

- иные обстоятельства, имеющие отношение к делу.

Доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть:

- протокол об административном правонарушении,

- показания свидетелей, потерпевших,

- объяснение лица, совершившего административное правонарушение,

- вещественные доказательства, в т.ч. медицинская справка, справка  об ущербе, показания специальных технических средств и т.п.,

- заключение эксперта,

- копии документов и др.

ЗАДАНИЕ: Назовите принципы административного процесса.

УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 

Субъекты административного производства разделяются на группы:

1.  Органы и должностные лица, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы; к ним относятся:

а) государственные органы, их должностные лица,  которые вправе принимать постановления о применении санкции за административное правонарушение, б) государственные и общественные организации и их полномочные представители, которые составляют протоколы об административных правонарушениях, собирают к ним необходимый материал и направляют их по подведомственности и т.д.