Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 15

- разграничение предметов ведения между субъектами единой системы государственной власти,

-  доступность государственной службы в соответствии с профессиональной подготовкой и способностями российских граждан,

- обязательность решений вышестоящих государственных органов для государственных служащих,

- гласность осуществления государственной службы,

- ответственность за решение, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей государственными служащими,

- отделение религиозных объединений от государства,

- внепартийность государственной службы и др.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Государственная должность имеет такие признаки:    

- она принадлежит только государственному органу,

- оплата труда производится из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ в зависимости от того органа, в котором работает государственный служащий,

- за ненадлежащее исполнение обязанностей, нарушение российского законодательства госслужащий несет ответственность, и др.

Государственная служба осуществляется:

- в представительных (законодательных) органах,

- в органах исполнительной власти,

- в судебных органах,

- в иных органах.

Должности государственной службы делятся на квалификационные разряды:

-   высшие государственные должности госслужбы  (5-я группа),

-   главные государственные должности госслужбы  (4-я группа),

-   ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа),

-   старшие государственные должности госслужбы  (2-я группа),

-   младшие государственные должности госслужбы  (1-я группа).

В зависимости от характера и объема полномочий государственные должности делятся на виды:

-   представители административной власти – они вправе предъявлять юридически властные требования: указания, предписания, а также применять меры административного воздействия к лицам и органам, которые не находятся в их подчинении (например, работники милиции),

-   оперативный состав – те служащие, которые в качестве специалистов решают задачи  конкретного органа (например, юристы-консультанты),

-   вспомогательный состав – государственные служащие, которые не совершают действия,  влекущие юридические последствия (например, технические секретари).

К гражданам, не являющимся государственными служащими, но имеющим право совершать действия, влекущие юридические последствия, относятся, например, нотариусы.

К государственным служащим предъявляются квалифицированные требования:

- с учетом группы и специализации государственной должности – уровень профессионального образования,

- знание российского законодательства в той области, которая относится к исполнению должностных обязанностей,

- опыт и стаж работы по специальности.

Государственным служащим по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации присваиваются следующие квалификационные разряды:

- госслужащим, замещающим высшие государственные должности,  – действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса,

- госслужащим, замещающим ведущие государственные должности, – государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса,

- госслужащим, замещающим старшие государственные должности, - советник государственной службы 1, 2 или 3-го класса,

- госслужащим, замещающим младшие государственные должности,  - референт государственной службы 1, 2 или 3 класса.

Для других видов государственной службы вводятся такие квалификационные разряды, как дипломатические ранги,  воинское звание,  и др.

Основание для квалификации госслужащих – это различие в объеме и характере должностных полномочий. В соответствии с этим госслужащие делятся на 3 основные группы:

1.  Должностные лица – это лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.