- федеральных законов,
- нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ,
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,
- договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др.
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ принимает решения по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав и свобод в связи с применением закона в конкретном деле. Если Конституционным Судом РФ будет признано, что закон в разрешении конкретного дела не соответствует Конституции РФ, он утрачивает силу, и таким образом права граждан подлежат восстановлению
Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по уголовным, административным, гражданским делам.
В случаях, когда при рассмотрении дел суд усматривает нарушения законности, дисциплины в деятельности органа, предприятия и т.д., суд выносит частное определение о причинных и условиях правонарушения, на основании которого руководители органов, предприятий и т.д. или вышестоящая инстанция должны в месячный срок сообщить в суд об устранении указанных недостатков.
Суд вправе вынести частное определение о привлечении виновных лиц к ответственности.
Суд рассматривает жалобы физических и юридических лиц на решения компетентных органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Граждане обжалуют в суд решения и действия органов исполнительной власти, их должностных лиц, которыми нарушены права и законные интересы гражданина, либо на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Арбитражные суды рассматривают споры:
- о признании недействительности отдельных актов государственных органов, которые нарушают экономические права физических и юридических лиц и о возмещении им убытков из-за ненадлежащего исполнения этими органами своих обязанностей,
- о незаконном изъятии государственными органами у организаций и граждан-предпринимателей денежных средств или имущества,
- о взыскании с граждан-предпринимателей и организаций государственными органами штрафов, иных денежных средств,
- о возврате из бюджета денежных средств, списанных государственными органами в бесспорном порядке с нарушением закона.
ЗАДАНИЕ: В чем сущность контроля Президента РФ?
НАДЗОР ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Административный надзор – это наблюдение за исполнением норм и общеобязательных правил в соответствии с законом и подзаконными актами.
Административный надзор касается внешней деятельности организаций и учреждений.
Государственные инспекции и органы государственного управления вправе:
- фиксировать факты нарушения законодательства,
- предписывать соответствующим органам их устранить,
- запрещать отдельные действия,
- приостанавливать деятельность юридических лиц,
- предписывать правила проведения определенных работ,
- привлекать виновные лица к ответственности.
Административный надзор имеет следующие виды:
1. Надзор специальных федеральных ведомств:
- федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности,
- федеральный горный и промышленный надзор РФ.
2. Государственные инспекции:
а) органы, имеющие надведомственные полномочия:
- ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения при МВД РФ,
- государственная противопожарная служба при МЧС РФ,
- государственная санитарно-эпидемиологическая служба при Министерстве здравоохранения РФ и др.
Б) ведомственные инспекции:
3. Административный надзор милиции:
а) общий – охрана общественного порядка, б) специальный – надзор за условно осужденными и лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Органы прокуратуры осуществляют общий надзор:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.