Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 36

- федеральных законов,

- нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ,

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,

- договоров между органами государственной власти субъектов РФ и др.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,  высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ принимает решения по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав и свобод в связи с применением закона в конкретном деле. Если Конституционным Судом РФ будет признано, что закон в разрешении конкретного дела не соответствует Конституции РФ, он утрачивает силу, и таким образом права граждан подлежат восстановлению

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по уголовным, административным, гражданским делам.

В случаях, когда при рассмотрении дел суд усматривает нарушения законности, дисциплины в деятельности органа, предприятия и т.д., суд выносит частное определение о причинных и условиях  правонарушения, на основании которого руководители органов, предприятий и т.д. или вышестоящая инстанция должны в месячный срок сообщить в суд об устранении указанных недостатков.

Суд вправе вынести частное определение о привлечении виновных лиц к ответственности.

Суд рассматривает жалобы физических и юридических лиц на решения компетентных органов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Граждане обжалуют в суд решения и действия органов исполнительной власти, их должностных лиц, которыми нарушены права и законные интересы гражданина, либо на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Арбитражные суды рассматривают споры:

- о признании недействительности отдельных актов государственных органов, которые нарушают экономические права физических и юридических лиц и о возмещении им убытков из-за ненадлежащего исполнения этими органами своих обязанностей,

- о незаконном изъятии государственными органами у организаций и граждан-предпринимателей денежных средств или имущества,

- о взыскании с граждан-предпринимателей и организаций государственными органами штрафов, иных денежных средств,

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных государственными органами в бесспорном порядке с нарушением закона.

ЗАДАНИЕ: В чем сущность контроля Президента РФ?

НАДЗОР ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Административный надзор – это наблюдение за исполнением норм и общеобязательных правил в соответствии с законом и подзаконными актами.

Административный надзор касается внешней деятельности организаций и учреждений.

Государственные инспекции и органы государственного управления вправе:

- фиксировать факты нарушения законодательства,

- предписывать соответствующим органам  их устранить,

- запрещать отдельные действия,

- приостанавливать деятельность юридических лиц,

- предписывать правила проведения определенных работ,

- привлекать виновные лица к ответственности.

Административный надзор имеет следующие виды:

1.   Надзор специальных федеральных ведомств:

-  федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности,

- федеральный горный и промышленный надзор РФ.

2.    Государственные инспекции:

а)   органы, имеющие надведомственные полномочия:

- ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения при МВД РФ,

- государственная противопожарная служба при МЧС РФ,

- государственная санитарно-эпидемиологическая служба при Министерстве здравоохранения РФ и др.

Б)   ведомственные инспекции:

3.   Административный надзор милиции:

а) общий – охрана общественного порядка, б) специальный – надзор за условно осужденными и лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Органы прокуратуры осуществляют общий надзор: