1. По предмету регулирования подразделяются на:
а) материальные нормы, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственности участников управленческих отношений, б) процессуальные нормы, устанавливающие способы, порядок реализации государственного управления и определяющие управленческие отношения.
2. По содержанию общественных отношений подразделяются на:
а) общие нормы, которые регулируют общественные отношения общего характера, всех сфер и отраслей деятельности, б) особенные нормы, которые регулируют общественные отношения в конкретной сфере управления.
3. По предмету воздействия на субъектов административного права подразделяются на:
а) обязывающие нормы, которые предписывают совершать определенные действия, б) запрещающие нормы, т.е. нормы, налагающие запрет на те или иные действия в определенных условиях, в) дозволительные нормы, т.е. разрешение лицу действовать по своему усмотрению, г) рекомендательные нормы (иногда содержатся в нормативных актах исполнительной власти, которые адресованы нижестоящим субъектам), д) стимулирующие нормы, обеспечивающие должное поведение участников общественных отношений путем морального или материального воздействия.
4. По пределу действия нормы подразделяются на виды:
а) по территориальному масштабу деятельности нормы делятся в свою очередь на:
- территориальные, действующие в пределах государства и его государственно-территориальных образований,
- межтерриториальные, действующие в пределах административно-территориальных образований, б) по действию во времени нормы делятся на:
- срочные, когда определен срок действия,
- бессрочные, действующие до официальной отмены компетентным органом, в) по кругу лиц нормы делятся на:
- общие, действующие на неопределенно широкий круг лиц (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц),
- специальные, действующие на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями).
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ, СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Способы реализации административно-правовых норм предусматривают:
- исполнение, т.е. совершение субъектами тех действий, которые предписаны административно-правовой нормой,
- применение, т.е. издание соответствующими должностными лицами или органами индивидуальных юридических актов как результат решения определенного дела (например, вынесение судьей постановления по конкретному административному правонарушению),
- использование, т.е. добровольное совершение правомерных действий субъектами административного права в области управления,
- соблюдение административно-правовых норм, т.е. добровольное воздержание от определенных действий, запрещенных законом.
Главные требования к применению административно-правовых норм – это законность, целесообразность, обоснованность, научная организация правоприменительной деятельности.
Административно-правовые отношения имеют определенные черты:
- они регулируются исключительно нормами административного права,
- они действуют исключительно в области государственного управления,
- они действуют при условии, что одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти, т.е. основываются на принципе «власть-подчинение»,
- они предусматривают, что споры, связанные с административно-правовыми отношениями разрешаются обычно во внесудебном порядке,
- они предусматривают, что невыполнение обязанностей влечет ответственность нарушителя перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.
В структуру административно-правовых отношений включены:
- СУБЪЕКТЫ, т.е. те, кто наделены административными правами и обязанностями.
Субъект административного права определен в нормах права общим образом, он может длительное время не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не быть субъектом административно-правовых отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.