Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 3

1.    По предмету регулирования подразделяются на:

а) материальные нормы, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственности участников управленческих отношений, б) процессуальные нормы, устанавливающие способы, порядок реализации государственного управления и определяющие управленческие отношения.

2.    По содержанию общественных отношений подразделяются на:

а) общие нормы, которые регулируют общественные отношения общего характера, всех сфер и отраслей деятельности, б) особенные нормы,  которые регулируют общественные отношения в конкретной сфере управления.

3.   По предмету воздействия на субъектов административного права подразделяются на:

а) обязывающие нормы, которые предписывают совершать определенные действия, б) запрещающие нормы, т.е. нормы, налагающие запрет на те или иные действия в определенных условиях, в) дозволительные нормы, т.е. разрешение лицу действовать по своему усмотрению, г) рекомендательные нормы (иногда содержатся в нормативных актах исполнительной власти, которые адресованы нижестоящим субъектам), д) стимулирующие нормы, обеспечивающие должное поведение участников общественных отношений путем морального или материального воздействия.

4.     По пределу действия нормы подразделяются на виды:

а)   по территориальному масштабу деятельности нормы делятся в свою очередь на:

- территориальные, действующие в пределах государства и его государственно-территориальных образований, 

- межтерриториальные, действующие в пределах административно-территориальных образований, б)   по действию во времени  нормы делятся на:

- срочные, когда определен срок действия,

- бессрочные, действующие до официальной отмены компетентным органом, в)   по кругу лиц нормы делятся на:

- общие, действующие на неопределенно широкий круг лиц (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц),

- специальные, действующие на отдельных  юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями).

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ

НОРМ, СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Способы реализации административно-правовых норм предусматривают:

- исполнение, т.е. совершение субъектами тех действий, которые предписаны административно-правовой нормой,

- применение, т.е. издание соответствующими должностными лицами или органами индивидуальных юридических актов как результат решения определенного дела (например, вынесение судьей постановления по конкретному административному правонарушению),

- использование, т.е. добровольное совершение правомерных действий субъектами административного права в области управления,

- соблюдение административно-правовых норм, т.е. добровольное воздержание от определенных действий, запрещенных законом.

Главные требования к применению административно-правовых норм – это законность, целесообразность, обоснованность, научная организация правоприменительной деятельности.

Административно-правовые отношения имеют определенные черты:

-   они регулируются исключительно нормами административного права,

-   они действуют исключительно в области государственного управления,

-   они действуют при условии, что одной из сторон всегда выступает  орган исполнительной власти, т.е. основываются на принципе «власть-подчинение»,

- они предусматривают, что споры, связанные с административно-правовыми отношениями разрешаются обычно во внесудебном порядке,

- они предусматривают, что невыполнение обязанностей влечет ответственность нарушителя перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

В структуру административно-правовых отношений включены:

- СУБЪЕКТЫ, т.е. те, кто наделены административными правами и обязанностями.

Субъект административного права определен в нормах права общим образом, он может длительное время не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не быть субъектом административно-правовых отношений.