Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 21

-   правоприменение – это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов,

-   договорная форма управления.

Формы управленческой деятельности по целям использования подразделяются на:

- внутренние, к которым относятся решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа,

- внешние, к которым относится обеспечение функций, возложенных на орган.

Органы исполнительной власти с помощью нормативных актов регулируют общественные отношения, организуют государственную,  хозяйственную, общественно-политическую, культурную жизнь, охраняют общественный порядок и государственную безопасность, защищают права и законные интересы граждан, общественных и государственных организаций.

Все акты управления, каким бы органом они ни  были приняты,  издаются на основании и во исполнение закона, поэтому они и называются подзаконными.

Поэтому правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного объекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Обычно правовой акт оформляется в письменной форме. В силовых структурах допускается и устная форма актов управления.

Иногда акты управления имеют конклюдентную форму (дорожные знаки и т.п.).

Управленческий акт изменяет правила поведения физических и юридических лиц, т.к. он налагает конкретные обязанности или предоставляет определенные права субъектам правоотношений (например, требование к каждому соблюдать правила дорожного движения).

Акт управления –  это то обстоятельство, которое порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения: например,  назначение на должность в аппарате управления – это юридический факт, который порождает служебные правоотношения.

Акт управления отличается от закона тем, что он имеет силу лишь если издан в соответствии с законом, на его основе и для реализации закона. Закон имеет высшую юридическую силу, он является юридическим источником для актов государственного управления.

От судебных актов акты государственного управления отличаются тем, что судебные акты  (приговоры, постановления, определения, решения) – это результат конкретного дела, они урегулируют определенные случаи, факты.

Акты государственного управления издаются обычно не в связи с нарушением права, а для организации общественных отношений в различных сферах общественной жизни..

Акт государственного управления отличается и от договора – юридического акта в гражданско-правовых отношениях. Договор – это двусторонняя сделка, действие нескольких субъектов. Акт государственного управления изменяет и прекращает отношения в одностороннем порядке.

По юридическим свойствам акты государственного управления подразделяются на:

- индивидуальные, содержащие предписания определенному лицу (приказ о переводе работника на выше оплачиваемую должность),

- нормативные акты, устанавливающие общие правила безличностного  характера, рассчитанные на многократное применение ко всем предусмотренным случаям.

По действию в пространстве акты подразделяются на действующие на территории:

- Российской Федерации,

- субъекта РФ,

- действующего в пределах города, района, поселка и т.п.

По характеру компетенции органов, издающих акты, акты подразделяются на:

- акты общего управления, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик РФ и т.д.,

- акты межотраслевого управления, принимаемые органами управления межотраслевой компетенции для решения вопросов межотраслевого характера,

- акты отраслевого управления, регулирующие отношения в одной отрасли управления (издаются министрами, руководителями ведомств, управлений, отделов).

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ