Понятие административного права, предмет и методы. Административно-правовые нормы, страница 35

Свои полномочия Главное управление исполняет во взаимодействии:

- с другими подразделениями Администрации Президента РФ,

- с органами законодательной, исполнительной и судебной власти,

- с органами прокуратуры.

По представлению Администрации Президент РФ назначает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые подчиняются ему и представляют его в округах, а также информируют Президента РФ о положении дел в округах.

Контрольные функции Государственной Думы заключаются в следующем:

- Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства,

- Дума решает вопрос о доверии Правительству РФ,

- Дума назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ,

- Дума контролирует деятельность Правительства РФ по разработке  федерального бюджета,

- Дума заслушивает отчеты Правительства об исполнении бюджета.

Контроль за исполнением  федерального бюджета осуществляют обе палаты Федерального Собрания. В Федеральном Собрании есть постоянно действующий орган финансового контроля за исполнением бюджета – Счетная палата.

Для контроля за работой органов исполнительной власти представительные органы образуют постоянные комиссии.

Конституция РФ и конституции субъектов РФ предусматривают депутатский запрос кабинетам министров, премьер-министрам, министрам, руководителям иных  органов – это своеобразная форма контроля.

В краях, областях законодательными (представительными) органами государственной власти являются думы, законодательные собрания, иные органы.

В ряде краев, областей приняты уставы, закрепляющие за данными субъектами РФ объем контрольных полномочий над органами исполнительной власти. Некоторые представительные органы власти утверждают на должность отдельных руководителей администрации, т.е. контролируют работу главы администрации (правительства) по подбору и расстановке кадров.

Для проведения контроля представительные органы власти образуют постоянно действующие комиссии. Цель данной деятельности – обеспечение законности и соблюдения дисциплины при осуществлении руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в подведомственных им органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Общий контроль органов исполнительной власти делится на общий,  охватывающий всю деятельность подконтрольных объектов, и ведомственный, осуществляемый в пределах одного ведомства, министерства, организации и т.д. Так, Министерство путей сообщения РФ контролирует исполнение законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта.

Надведомственный контроль  осуществляют отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями  надведомственного характера – Правительство, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти. Они вправе контролировать деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, которые им не подчиняются,  по отдельным вопросам.

Правительство контролирует деятельность подведомственных органов, оно вправе по результатам проверок привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.

Контрольные функции исполняют также Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов, Государственный таможенный комитет  РФ и др.

Система судебных органов реализует задачи правосудия в процессе конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Тем самым обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных и общественных интересов

Суды осуществляют функцию судебного контроля законности издаваемых актов и деятельности органов исполнительной власти.

Субъекты судебного контроля – Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- конституций субъектов РФ, их законов и нормативных актов,