Лекция № 1 по истории средних веков
от 6 сентября 2005 года
Андрей Юрьевич Прокопьев. Кафедра истории средних веков.
Откуда взялось понятие Средние века? Средневековый мир, как это ни удивительно, достаточно обособлен, прежде всего в силу специфики восприятия человеком нового времени. Само понятие Средние века как бы обрывает некую генетическую связь между 1000-летним прошлым и современностью, равно как и между Античностью и собственно Средними веками. Этот момент важно усвоить. Он указывает, прежде всего, на чисто психологическую несовместимость нашего восприятия прошлого, причем очень далекого прошлого, соотнесенного категорией 1-1,5 тысячи лет. Это является большой проблемой для исследователей, историков. При попытке объяснить самую простую деталь быта, уклада, социальной организации прошлого, возникает масса проблем, недомолвок, относительных суждений. Это все смущает. Мы обязаны с вами просверлить ту плоскость, которая отгораживает нас сегодня от этого тысячелетнего прошлого. Главная проблема постижения Средневековой цивилизации – попытка преодолеть этот барьер. Современная историография, именуемая водевистика, пытается решить главную проблему научного знания.
Каково было развитие термина Средние века? Почему современная наука оказалась в сложных тупиках сегодня? Парадокс заключается в том, что сам средневековый человек, конечно же не осознавал себя средневековым человеком. Это был человек единого христианского мира, создававшегося на протяжении нескольких столетий. В районе XI-XII веков этот единый христианский мир обозначил свои зрелые контуры, он созрел именно как организация, как сообщество людей. Проблема будущего, проблема соотношения и соотносимости человека с … Здесь все исчерпывалось христианской доктриной и христианским учением. Достаточно открыть Библию, там можно было прочитать все о прошлом, настоящем и будущем. Было грехопадение, потом была история до и после Всемирного потопа. Потом была история 4-х монархий. Последняя, 4-я монархия, т.е. Римская христианская империя просуществует до скончания века. Дальше – светопреставление. Поэтому для средневекового человека, постигшего Библию, проблема прошлого и будущего была определена с самого начала, она не существовала вообще. Проблема появилась тогда, когда в отдельных регионах Европы люди задумались над тем, где они живут? Каково будет их будущее, каковы будут духовные основы этого будущего.
Впервые словосочетание Средний век возникнет в Италии под пером и в устах итальянских гуманистов. Итальянские гуманисты или представители итальянского Возрождения – это сложная проблема. Что такое Возрождение? Что такое итальянский и не только итальянский гуманизм? Гуманизм и Возрождение как очередная стадия культурного развития Европы, начавшая созидаться примерно в XIV-XV вв.
Гуманисты – это были люди, которые считали, что идеал человеческой жизни и что лучшее будущее, будущее духовное будет достигнуто тогда, когда люди обратятся к Античности, когда идеал человека будет почерпнут в античном прошлом. В сознании этих людей Золотой век – это век Античности, это Греко-римская культура прежде всего, это высокие достижения Греко-римской культуры. И лучшие образцы духовной жизни человечества были уже созданы в Античности. По мысли этих итальянцев: задача общества – вновь обрести некогда утраченные идеалы и попытаться жить, опираясь на эталон античности, прежде всего античную культуру. В чем это выражалось? Что был заново открыт классический язык латынь, классический греческий, были заново открыты и прочитаны античные классики.
Люди Возрождения, люди гуманистического склада черпали идеалы именно в литературной продукции античного мира, изложенной на классических языках древности. Много поколений ранних, средних и поздних итальянских гуманистов, представителей Возрождения, они действительно сумели ориентироваться на идеал античной культуры в архитектуре, литературе (Петрарка), в мире изобразительного искусства, прежде всего в живописи. Здесь Возрождение берет свое начало с именем Джотто. Это создание геометрической перспективы. Появление пейзажа в европейской живописи. Более-менее полно эти люди ориентировались на время античности, на те остатки античной цивилизации, которые в материальной форме еще можно было созерцать на Апеннинском полуострове, в Средиземноморье.
Под пером этих людей появилось характерное, очень хлесткое определение того, что было между античностью и людьми, которые подражают античности, пытаются возродить античность. Первое такое определение прозвучит под пером крупного итальянского литератора XIV века Франческо Петрарки «maedii aevi» Средние века. Что значит Средний век в сознании представителей Возрождения? Это, прежде всего печальный отрезок времени, весьма мрачный, который отделяет золотое прошлое от золотого будущего. Это своеобразный мрачный тоннель. Райская птичка в него залетела, свет в конце долго не был виден. Птица бьется крыльями о стены мрачного готического собора. Наконец, приходит Возрождение, они выпускают из клетки райскую птицу знаний и новой культуры. Это мрачное столетие, этот мрачный коридор преодолен.
Средний век – в представлении людей Возрождения это господство мракобесия, это варварская культура, это культура, основанная на почти полном забвении классических языков, это культура германского мира, германского языка и германских наречий, культура, так называемой Вульгаты – вульгарной латыни, это засилье церкви, жестких церковных нормативов. Это пребывание человечества, всего людского сообщества в достаточно ограниченной интеллектуальной оболочке.
Средние века – это плохо, очень плохо. Это черная полоса в истории человечества, в становлении европейской человеческой цивилизации.
Вот так впервые и надолго Средние века удостоились в высшей степени нелицеприятных суждений, которые на несколько веков вообще предопределили подход интеллектуальной элиты запада к проблеме Средних веков.
Итак, деятель возрождения Петрарка, XIV-XV века. Открытие Средних веков в нехорошем мрачном свете. Это дурное прошлое, застой в культуре, застой в интеллектуальном развитии, это мир бесплодия. Средние века не способны породить новый скачок в духовном и культурном развитии запада.
Это первый мрачный тезис.
Спустя несколько столетий появится другой тезис. В начале XVI века будет положен конец религиозному единству западного мира. В результате очень широко и сложного религиозного движения под названием Реформация произойдет раскол до той пор единой христианской цивилизации, единой христианской канонической конфессии, единого христианского религиозного вероисповедания. Европа будет расколота на несколько религиозных враждебных лагерей, появится новая церковь и новая конфессия – Протестантизм.
Родоначальником этого движения будет выдающийся представитель Германии Мартин Лютер.
Жестокий фактор, ударивший по Средним векам в плане их цельного восприятия. Лютер оказался вторым могильщиком средневековой цивилизации в плане критических замечаний. Он считал, что прошлые столетия, мир старой католической церкви – это черный мир, это мир неспособный открыть для человека Бога, не способный привести человека к Богу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.